Микрофлора кишечника изменяется в период беременности и лактации

12 лютого 2019 о 18:06

В ходе недавнего исследования ученые Китайского университета сельского хозяйства (China Agricultural University), КНР, определили, что микрофлора кишечника матери стимулирует становление метаболических и иммунных процессов у ребенка как во внутриутробный период, так и в период грудного вскармливания. Исследователи отметили, что из-за неконтролируемых факторов окружающей среды многое в процессах изменения микробиома остается неясным. Результаты работы опубликованы в журнале «FASEB».

Изменение микрофлоры кишечника в период беременности и лактации

Желудочно-кишечный тракт человека является местом обитания триллионов микроорганизмов, количественный и качественный состав их сообществ во многом определяется диетой, окружающей средой, генетическими факторами и возрастом. В ходе последних исследований ученые выявили, что микрофлора кишечника участвует в различных физиологических процессах, включая метаболические реакции, развитие иммунитета, поведение, клеточную пролиферацию и дифференцировку. В частности, исследователи высказали предположение, что соединения короткоцепочечных жирных кислот (КЦЖК) играют роль посредников микробного воздействия на организм человека и стимулируют различные функциональные изменения.

Беременность и лактация включают сложные физиологические, метаболические и иммунологические изменения, направленные на поддержание развития здорового ребенка. Недавно исследователи выявили, что беременность связана с изменением состава микрофлоры кишечника, что может влиять на метаболические и иммунологические адаптационные механизмы. Кроме того, микроорганизмы, обитающие в кишечнике матери, могут передаваться неродившемуся плоду через плаценту в период беременности и новорожденному через грудное молоко в период лактации, что влияет на развитие его иммунной системы. Следовательно, понимание метаболической динамики микробиома кишечника матери в период беременности и грудного вскармливания может дать представление о том, как микрофлора влияет на здоровье женщины и ее ребенка. Однако на сегодняшний день у специалистов практически нет единого мнения относительно того, подвергается ли микробиота кишечника значительному ремоделированию в период беременности, и продолжается ли этот процесс во время лактации.

Изучение микробиома у лабораторных животных

Для того чтобы при изучении изменений микрофлоры кишечника в период беременности и лактации исключить диетологические и генетические факторы, ученые анализировали свежие образцы фекалий двух пород свиней. На основании этих образцов они провели сравнительный анализ кишечной микробиоты (в том числе оценивая количество Coriobacteriaceae и Escherichia) и концентрации КЦЖК на разных этапах беременности и лактации, а также при отсутствии беременности.

Исследователи установили, что количество Coriobacteriaceae и Escherichia постепенно увеличивается в период беременности независимо от породы животных, что указывает на то, что наблюдаемые изменения, вероятно, связаны с прогрессированием беременности. По сравнению с периодами беременности, лактация связана с увеличением выработки КЦЖК у обеих пород животных, что позволяет предположить, что эта фаза имеет четко выраженную микробную структуру кишечника и высокую метаболическую активность.

Результаты исследования и выводы

В ходе данной работы, по словам ученых, им впервые удалось зафиксировать характерные изменения в составе и метаболическом профиле микробиома кишечника в период беременности и лактации. Оказалось, что беременность оказывает глубокое влияние на формирование структуры микрофлоры; вероятно, что увеличение количества отдельных микробных популяций и повышение их активности может способствовать созреванию иммунной системы плода. Руководитель исследования доктор Ксиангфанг Зенг (Xiangfang Zeng) высказал надежду*, что после проведения дополнительных исследований полученные результаты приведут к составлению новых подходов, направленных на улучшение исходов беременности.

• Federation of American Societies for Experimental Biology (2019) Alternations in gut microbiota in pregnancy and lactation. ScienceDaily, Jan. 17.
  • Liu H., Hou C., Li N. et al. (2019) Microbial and metabolic alterations in gut microbiota of sows during pregnancy and lactation. The FASEB J., Jan. 17. DOI: 10.1096/fj.201801221RR.

*Мы же, со своей утилитарно-медицинской точки зрения, наберемся надежды дождаться исследований, которые позволят перекинуть научно-эволюционную связующую цепочку между экспериментально-микробиологическим и медико-практическим эшелонами рассмотренной проблематики, то есть — охарактеризовать «репродуктивно-микробиотную» корреляционную взаимосвязь у человека.Прим. ред.