Художественная литература улучшает способность к сопереживанию

29 липня 2016 о 16:35
567

Художественная литература улучшает способность к сопереживаниюЛюбители художественной литературы согласятся, что нет ничего лучше чтения интересного произведения. Это хобби развивает воображение и позволяет отвлечься от сложностей повседневной жизни. В ходе нового исследования ученые из Университета Торонто (University of Toronto), Канада, отметили, что позитивное влияние чтения художественной литературы на этом не ограничивается. Они доказали, что данное увлечение способствует развитию эмпатии и способности к сопереживанию. Результаты работы опубликованы в журнале «Trends in Cognitive Sciences».

Автор данной работы доктор Кейт Оатли (Keith Oatley) отметил, что в последние годы среди исследователей наблюдается повышенный интерес к изучению влияния художественной литературы на различные когнитивные процессы и функциональные особенности головного мозга. Этот интерес в большей степени вызван увеличением количества исследований, в которых используются методы нейровизуализации для изучения активности отдельных участков головного мозга. Так, при проведении предыдущих работ ученые уже обращали внимание на то, что увлечение чтением, в частности книгами, основой сюжета которых является литературный вымысел, в некоторой мере определяет уровень сопереживания, который читатель проявляет в обычной жизни. Например, в ходе одного из исследований специалисты с помощью функционального магнитно-резонансного сканирования оценивали активность головного мозга участников при прослушивании таких фраз как «темно-синий ковер» или «оранжевый полосатый карандаш». Они, как оказалось, приводили к усилению активности в гиппокампе — участке головного мозга, ассоциированного с обучением и памятью. Учитывая полученные результаты, ученые пришли к выводу, что у писателей нет никакой необходимости в исчерпывающем описании сцен, читателю нужно только просто предложить сюжет и он с помощью воображения наполнит его деталями.

В данном обзоре доктор К. Оатли сообщил о результатах исследования, которое провели он и его коллеги, с целью изучения влияния художественной литературы на уровень эмпатии читателей, который они проявляют в повседневной жизни. Объясняя причины изучения данной ассоциации, он указал, что художественную литературу можно считать «симуляцией социальных миров», и она, в некотором роде, сходна с симуляторами полетов, предназначенных для оттачивания навыков пилотирования. С этой точки зрения художественная литература может быть «симулятором полета мысли» и тренажером для улучшения социальных навыков, например эмпатии.

В ходе проведения исследования ученые попросили участников пройти тест «Состояние человека по выражению глаз» (Mind in the Eyes Test — MET), который позволяет оценить уровень эмпатии, не основываясь на словесном повествовании. Во время теста им предлагалось рассмотреть изображения 36 пар глаз и охарактеризовать их такими прилагательными как «задумчивый», «ошеломленный», «раздраженный» или «нетерпеливый». Оказалось, что участники, которые предпочитали художественную литературу документальной, значительно чаще верно определяли состояние человека по выражению его глаз, что свидетельствует о более высоком уровне эмпатии. Полученные результаты не изменялись и после учета индивидуальных личностных особенностей и других характеристик.

В предыдущих работах ученые отметили, что уровень эмпатии может изменяться не только под влиянием чтения художественной литературы, но и при просмотре художественных фильмов. Просмотр же документальных сюжетов не приводит к повышению способности к сопереживанию. В целом, специалисты полагают, что различные виды медиа, которые основываются на вымышленных сюжетах, вовлекают читателя или зрителя в вымышленный мир и повышают уровень эмпатии и других социальных навыков в повседневной жизни. Нет сомнений, что данные исследования проливают свет на наличие взаимосвязи между воображением и психологическими особенностями человека. В следующих работах ученые собираются ответить на вопрос: повлияла ли выявленная взаимосвязь на эволюцию человечества?

    • Oatley K. (2016) Fiction: Simulation of social worlds. Trends in Cognitive Sciences, July 19 [Epub ahead of print].
    • Whiteman H. (2016) How fiction might improve empathy. Medical News Today, July 20 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/311773.php).

Юлия Котикович