Руководство МЗ Украины: новая команда, новые подходы к решению старых проблем

17 лютого 2011
3418
Резюме

Руководители Минздрава и вновь созданных государственных служб доложили народным депутатам — членам Комитета по вопросам здравоохранения — о своих планах по реформированию отрасли

2 февраля 2011 г. состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (далее — Комитет), одним из основных вопросов в порядке дня которого была оптимизация системы центральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и приоритетные направления развития отрасли на 2011 г.

В работе Комитета приняли участие Илья Емец, министр здравоохранения Украины, Александр Онищенко, первый заместитель министра здравоохранения Украины, Сергей Рыженко, глава Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, Алексей Соловьев, глава Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками, и Александр Федько, глава Государственной службы по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям.

Илья Емец подчеркнул, что впервые за годы независимости разрозненная отрасль здравоохранения начинает объединять усилия, направленные на благо пациента, для которого должна работать медицина. Однако реформирование здравоохранения не возможно отдельно от проведения глобальных реформ в масштабах государства. Поэтому с проведением административной и бюджетной реформы появилась возможность кардинально изменить здравоохранение. И начинать улучшение работы отрасли безу­словно следует с головы. Сейчас осталось только два заместителя министра, созданы три службы, имеющие статус центральных органов исполнительной власти, следующими шагами будут разработка положений как о Министерстве здравоохранения Украины, так и о государственных службах. И в этих положениях предусмотрено размежевание функций инспектирования и лицензирования, поскольку при объединении этих функций в одном органе возникает коррупционная схема, а это не допустимо. Кроме того, аккредитациями учреждений здравоохранения и аттестацией специалистов будут заниматься не государственные служащие, а научные сотрудники. Отмечено, что реформа, проводимая в Министерстве здравоохранения, коснется и всех государственных предприятий, находящихся в сфере его управления. В частности, министр отметил, что с утверждением положения о Министерстве здравоохранения Украины решится судьба руководителя Государственного экспертного центра Министерства здравоохранения Украины Василия Блихара.

Еще одним важным моментом является необходимость того, чтобы реформы проводили профессионалы. Ведь только специалисты-медики и экономисты способны грамотно осуществлять перестройку отрасли. Именно поэтому в процессе реформирования должны быть объединены усилия практических врачей, представителей комитета экономических реформ при Администрации Президента Украины, рабочей группы Кабинета Министров Украи­ны под руководством Сергея Тигипко, и, конечно же, Национальной академии медицинских наук Украины, которая должна стать научно-методическим центром реформ.

Заканчивая выступление, И. Емец отметил, что в условиях демократического общества нельзя не считаться также со мнением оппозиции.

Далее народные депутаты буквально засыпали нового министра вопросами. В частности, Валерия Коновалюка (Партия регионов) интересовало, какие основные проблемы И. Емец как человек, проработавший многие годы кардиохирургом и организатором здравоохранения, видит в существующей системе здравоохранения, и какие приоритеты с точки зрения министра можно выделить, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Кроме того, последние 3 года со стороны Министерства здравоохранения не поступало ни одного системного законопроекта, отсутствует стратегическая идеология преобразования системы.

Отвечая на вопросы народного депутата, министр подчеркнул, что начиная преобразования в медицинской отрасли, нельзя делать их в какой-то определенной области, должна быть выстроена четкая вертикаль. Так, при реформировании сельской медицины понадобится помощь районных властей, для уровня госпитальных округов необходима поддержка на уровне области, если говорить о высокоспециализированной медицинской помощи — не обойтись без Национальной академии медицинских наук Украины и специализированных отраслевых учреждений.

Еще одна важная составная часть — реформа медицинского образования, причем как додипломного, так и последипломного, ведь врач должен учиться постоянно.

Одним из направлений, которое даст быстрый результат, является реформирование экстренной медицинской помощи, и, безусловно, борьба с эпидемиями.

Народный депутат Виктор Корж (Партия регио­нов) акцентировал внимание на том, что в предвыборной программе Президента и программе развития страны красной нитью обозначены вопросы здравоохранения. Эта проблематика является, пожалуй, главной социальной задачей, и реформа отрасли по сути уже началась. Однако тот международный аудит, который проходил в нашей стране, показал, что 90% злоупотреблений и проявлений коррупции выявлены в сфере здравоохранения. По этому среди пожеланий новому министру высказано в первую очередь подвести черту и оставить в прошлом все негативное, с чем ассоциируется текущее состояние дел в здравоохранении. Также народный депутат подчеркнул, что для успешного проведения реформ необходима более интенсивная законотворческая деятельность, которая должна осуществляться как Министерством, так и Комитетом.

Народный депутат Сергей Шевчук (БЮТ) отметил, что Илья Емец назначен на должность министра после завершения первого этапа реформы здравоохранения, которая была разработана не в Комитете, а в Администрации Президента Украины. Парламентарий выразил опасение, что с именем нового главы Минздрава будут связывать процесс сокращения лечебно-профилактических учреждений, коечного фонда, медицинского персонала, что противоречит Конституции Украины. Поэтому даже если министр подпишет соответствующий приказ и Министерство юстиции его утвердит, представители оппозиции будут вынуждены обратиться за разъяснением в Конституционный Суд.

И. Емец заверил присутствующих, что речь идет не о сокращении, а о перепрофилировании организационной структуры лечебно-профилактических учреждений в регионах. Учитывая то, что принятие законов — процесс длительный, такое перепрофилирование может быть осуществлено на основании постановлений Кабинета Министров Украины, приказов Министерства здравоохранения и даже распоряжений местных органов власти.

Раиса Сорочинс­кая-Кириленко (БЮТ) высказала обеспокоенность по поводу того, что в областных центрах, городах Киеве и Севастополе перепрофилируются в амбулатории отделения семейной медицины, количество врачей в которых превышает 20 человек, а также задала вопрос о том, можно ли обеспечить медицинс­кое страхование для пенсионеров, детей и инвалидов детства, количество которых составляет примерно 51% населения страны.

И. Емец заверил, что пока идет процесс реформирования, все лечебные учреждения, которые оказывают качественную медицинскую помощь, будут сохранены. Отмечено, что любая форма медицинского страхования необходима, и большинство развитых стран прошли этот путь. Однако не следует забывать, что, кроме экономической составляющей страховой модели, большое значение следует уделять аттестации специалистов, чтобы помощь застрахованным пациентам оказывали медики наивысшего уровня.

Геннадий Самофалов (Партия регионов) напомнил, что ежегодно население Украины уменьшается на 700 тыс. человек, и 60% этих людей гибнет от сердечно-сосудистых заболеваний. По мнению народного депутата, такая ситуация во многом обусловлена качеством и ценой лекарственных средств. Много справедливых нареканий вызывает проведение тендерных закупок.

Как сообщил И. Емец, в настоящее время одним из его заместителей является Сергей Копытов, профессиональный экономист, имеющий большой опыт работы с финансами, который в свое время был начальником управления государственного казначейства г. Киева, директором департамента финансового обеспечения и бухгалтерского учета МВД Украины. Министерство здравоохранения и лично министр получили задание от Президента создать действенный коллектив с жесткой финансовой дисциплиной, после чего проведение централизованных закупок будет возложено на недавно созданные Государственные службы.

На вопрос народного депутата Вячеслава Передерия (БЮТ) по поводу того, будет ли создано агентство в структуре Министерства здравоохранения, Илья Емец сообщил, что на данный момент не имеет права отвечать на этот вопрос.

Далее народные депутаты заслушали руководителей государственных служб. Сергей Рыженко сообщил, что с целью дальнейшей организации работы и повышения эффективности деятельности подготовлен проект положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины. В этом проек­те определены функции и полномочия службы, которые полностью согласованы с министром здравоохранения Украины. Приоритетными направлениями деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в 2011 г., как и ранее, будут контроль за санитарно-эпидемиологической ситуацией в регионах и организация действенных мероприя­тий для ее улучшения, контроль по выполнению государственных целевых программ, в частности программы иммунопрофилактики, недопущение занесения в Украину особо опасных инфекций, гармонизация с Европейским законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемического благополучия.

С. Рыженко отметил, что Государст­венная санитарно-эпидемиологическая служба планирует отказаться от выдачи разрешительных документов и осуществлять исключительно инспекторские функции. Обязательно будет проведено реформирование управления службой, оптимизация сети учреждений и структурных подразделений, а также их материального и структурного обеспечения.

В свою очередь, руководитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы обратился к народным депутатам с просьбой оказать содействие во внесении изменений в целый ряд законодательных актов, таких как «Об обес­печении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О безопасности и качестве пищевых продуктов», «О защите населения от инфекционных заболеваний», «Об атмосферном воздухе», «Об охране окружающей природной среды», «О детском питании» и многих других.

Коснувшись вопросов биобезопасности, С. Рыженко сообщил о том, что в настоящее время совместно с представителями бизнес-структур завершается работа над санитарными правилами и нормами для воды.

Татьяна Бахтеева, народный депутат, глава Комитета, выразила обеспокоенность материальным обеспечением лабораторий в структуре санитарно- эпидемиологической службы, а также низким уровнем доверия к вакцинопрофилактике среди населения, несвоевременной закупкой вакцин.

Со слов руководителя Государственной санитарно-эпидемиологической службы, органом, ответственным за формирование календаря прививок и закупку вакцин, является Министерство здравоохранения, а служба будет проводить инспектирующую работу в регионах, а также работу с населением.

Кроме того, С. Рыженко отметил, что еще одной серьезной проблемой является состояние питьевой воды. По данным Государственной санитарно-эпидемиологической службы в каждом третьем колодце в стране вода не соответствует стандартам качества. Службе поставлена задача в первую очередь проверять колодцы во дворах, где проживают дети до 15 лет, и в дальнейшем проинспектировать все колодцы, которые есть в стране.

Алексей Соловьев основным приоритетом деятельности Государственной службы по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками определил обес­печение населения качественными, безопасными и доступными лекарст­венными средствами, реализацию стратегии интеграции Украины в Европейское Сообщество путем гармонизации законодательства в сфере обращения лекарственных средств. Осознавая необходимость перехода от тотального контроля к созданию гарантированной системы обеспечения качества лекарственных средств в 2011 г. планируется принять участие в разработке следующих законопроектов: Закона Украины «О лекарственных средствах», Закона Украины «О медицинских изделиях», а также внесения изменений в законодательные акты, целью которых является усиление уголовной и административной ответственности за незаконное обращение лекарств и наркотических лекарственных средств. Также А. Соловьев обратился к народным депутатам с просьбой о поддержке внесения изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» относительно увеличения ставки сбора за государственную регистрацию лекарств и направления 80% этих средств на осуществление государственного контроля качества. Он сообщил, что финансирование государственного конт­роля качества лекарственных средств осуществляется неудовлетворительно, хотя согласно нормативным актам с 2007 г., оно должно осуществляться за бюджетные деньги.

Также в 2011 г. планируется провести обучение инспекторов в соответствии с требованиями PIC/S, а также обеспечить реализацию комплекса мероприятий, связанных со вступлением Украины в систему сотрудничества фармацевтических инспекций, активизировать работу по утверждению региональных программ предупреждения распространения в областях некачественных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств, обеспечить взаимодействие с Государственной таможенной службой Украины по вопросам разработки нормативной базы по обмену информацией, осуществлять контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сфере обращения наркотических, психотропных средств и прекурсоров.

С целью создания консолидированной системы предупреждения распространения наркотиков, в том числе как один из путей профилактики ВИЧ- инфекции/СПИДа, планируется разработать план совместных действий Министерства здравоохранения, Государственной службы по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками и Государственной службы по вопросам противодействия ВИЧ- инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям, который будет включать внесение изменений в приказы Министерст­ва здравоохранения Украины, регулирующие оборот наркотических лекарственных средств в лечебных учреждениях всех форм собст­венности. Эти изменения должны будут повысить доступность наркотических средств и способствовать предупреждению попадания их в криминальную среду. Планируется также совместно с департаментом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Украины проведение проверок лечебно-профилактических учреждений, в особенности тех, которые оказывают наркологическую помощь, в первую очередь, частной формы собст­венности. В протоколы лечения состояний, при которых необходимо применение наркотических препаратов, будут введены такие лекарственные формы, как капли, сиропы, пластыри.

Александр Федько сообщил, что анализ функций Государственной службы по вопросам противодействия ВИЧ- инфекции/СПИДу и другим социаль­но опасным заболеваниям, перечень которых согласован с министром здравоохранения и представителем Администрации Президента, показал, что перечень их существенно увеличился по сравнению с функциями, возложенными на действующий комитет по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям. Учитывая потенциальное повышение функциональной нагрузки, а также важность возложенных на Государственную службу заданий, А. Федько считает, что реализовать указанные в проекте положения функции можно будет только при усло­вии увеличения или по крайней мере сохранения количества сотрудников ее центрального аппарата и при возможности обсуждения вопроса об образовании соответствующих территориальных органов.

Среди наиболее важных этапов деятельности службы на 2011 г. были выделены разработка и утверждение Государст­венной программы противодействия эпидемии туберкулеза на ближайший пятилетний период, а в лучшем случае — утверждение и самой программы. Доработка и утверждение Государственной программы по трансфузиологии и службе крови на период с 1012 до 1016 года, текущая работа по проведению государственной политики в направлении противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу, туберкулезу, гемотрансфузионных гепатитов, а также обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, взаимодействие с фондом «Развитие Украины» по внедрению 9-го раунда Глобального фонда по направлению «Туберкулез», а также координация работы о получении Украиной финансов 10-го раунда по направлению ВИЧ/СПИД.

Заканчивая выступления представителей исполнительной власти, Александр Анищенко подчеркнул, что проводить реформаторские изменения можно только на основании хорошо отработанной законодательной базы. Он сообщил, что Министерство здравоохранения Украины максимум в начале мая 2011 г. представит на рассмотрение Верховной Рады 4 законопроекта: «Об особенностях деятельности лечебных учреждений», «О пилотных проектах», «О внесении изменений в основы законодательства Украины о здравоохранении» и «О создании единой системы экстренной медицинс­кой помощи».

Подробнее о разрабатываемых в Министерстве здравоохранения Украины законопроектах читайте в ближайшее время на страницах нашего издания.

Александр Устинов,
фото Сергея Бека