Сочные новости о клюкве: выявлены механизмы противомикробного действия ягоды

20 липня 2016 о 16:35

Сочные новости о клюкве: выявлены механизмы противомикробного действия ягодыУченые Университета Массачусетс в Дартмуте (University of Massachusetts Dartmouth), США, и Вустерского политехнического института (Worcester Polytechnic Institute), США, установили роль компонента клюквенного сока в борьбе с бактериальной инфекцией. Результаты исследования, важные для разработки потенциальных направлений, альтернативных антибиотикотерапии, опубликованы в журнале Королевского химического общества (The Royal Society of Chemistry) «Food & Function».

Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, около 2 млн американцев ежегодно подвергаются инфицированию антибиотикорезистентными штаммами бактерий и около 23 тыс. из них умирают от этой инфекции. Для развития заболевания необходимо, чтобы бактерии, проникшие в организм человека, присоединились к хозяину и накопились в достаточном количестве, образуя биопленку. Американские ученые установили, что флавонолы, содержащиеся в клюквенном соке, снижают способность кишечной палочки «приклеиваться» к поверхности клеток слизистой оболочки.

Толчком для проведения текущего исследования послужили результаты предыдущих работ авторов публикации, в которых они сообщали о свойствах клюквенного сока действовать на фимбрии на поверхности кишечной палочки, благодаря которым бактерия плотно связывается с поверхностью слизистой оболочки мочевыводящих путей. В предыдущих работах продемонстрирована способность проантоцианидинов блокировать адгезию бактерии.

В текущем исследовании ученые разделяли клюквенный сок на фракции и помещали кишечную палочку в образцы с разными компонентами клюквенного сока, используя атомно-силовой микроскоп для оценки способности микроорганизма прикрепляться к поверхности клеток. При повторении работы с выделением наиболее подходящих для поставленной цели компонентов, ученые выявили, что наиболее сильный эффект имеет флавонол галактозид, который, по мнению специалистов, играет защитную роль и вырабатывается в наибольшем количестве в условиях стресса или в присутствии патогенного агента.

• Gupta P., Song B., Neto C., Camesano T.A. (2016) Atomic force microscopy-guided fractionation reveals the influence of cranberry phytochemicals on adhesion of Escherichia coli. Food Funct, 7(6): 2655–2666.
    • Worcester Polytechnic Institute (2016) Juicy news about cranberries: Blocking bacterial infections. ScienceDaily, 19 July (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/07/160719152220.htm).

Анна Антонюк