Микробный состав кожи является уникальным и относительно стабильным

10 травня 2016 о 16:32

Микробный состав кожи является уникальным и относительно стабильнымКожу человека населяет огромное множество разнообразных бактерий, вирусов и грибов, при этом их состав и количественное соотношение у каждого уникально и определено генетическим составом микробиомома. Результаты нового исследования специалистов Национального института исследования генома человека (National Human Genome Research Institute) и Национального института рака (National Cancer Institute), США, опубликованные на страницах журнала «Cell», свидетельствуют, что микробиом кожи человека остается относительно стабильным на протяжении длительного периода, несмотря на постоянный контакт с потенциально контаминированными источниками и регулярными гигиеническими процедурами.

Большинство микроорганизмов, населяющих кожу человека, безопасны, однако некоторые из них связаны с дерматологическими заболеваниями, такими как акне, экзема и псориаз. Исследования микробиома помогают лучше понять механизмы, лежащие в основе поражения тех или иных участков кожи при различных заболеваниях. Например, почему при экземе чаще поражены влажные участки кожи, такие как сгибы пальцев рук и ног, а при псориазе — открытые участки (кожа локтей и коленей).

В текущем исследовании ученые проанализировали генетический состав микробиома кожи 12 здоровых добровольцев в три разные периода (интервал между проверкой колебался от 1 мес до 2 лет). В ходе работы специалисты отбирали образцы с 17 разных участков кожи, используя для анализа метагеномный метод дробовика. Авторы публикации сообщили о наличии большей схожести между составом микробиома одного индивида в разные периоды, нежели у разных лиц в одно и то же время, что дублирует установленные ранее подобные закономерности относительно состава микробиома кишечника человека.

Состав микроорганизмов в разных участках кожи и интенсивность его изменений со временем существенно отличались: наименьшие изменения выявлены в более «жирных» участках — на спине и наружном слуховом проходе. При этом состав микробиома влажных участков, а также кожи ног был менее стабилен, что предположительно связано с большим влиянием на них фактора личной гигиены человека и значительным контактом со внешней средой.

Поскольку результаты текущего исследования базируются на данных здоровых лиц, для более полной картины специалисты планируют изучить микробиом кожи пациентов с дерматологическими заболеваниями, такими как экзема или псориаз.

• Oh J., Byrd A.L., Park M. et al.; NISC Comparative Sequencing Program (2016) Temporal Stability of the Human Skin Microbiome. Cell, 165(4): 854–866.
    • Paddock C. (2016) Skin bacteria do not change much, despite regular washing. Medical News Today, 8 May (http://www.medicalnewstoday.com/articles/310003.php).

Анна Антонюк