Музыка способствует развитию речи

28 квітня 2016 о 17:16
772

Музыка способствует развитию речиВ ходе новой работы, результаты которой опубликованы в журнале «Proceedings of the National Aca­demy of Sciences», ученые Вашингтонского университета (University of Washington), США, обратили внимание, что раннее музыкальное обучение способствует развитию у детей широкого спектра навыков восприятия, которые ускоряют развитие речевых способностей.

В предыдущих исследованиях ученые приходили к выводу о том, что занятия музыкой в раннем возрасте значительно улучшали языковые и музыкальные способности детей. Однако оставалось непонятно, имеют ли место различия в перцептивных способностях у детей, которые занимаются и не занимаются музыкой. Возможно, что дети с изначально лучшим уровнем аудиторных навыков более охотно, чем их сверстники, включались в игру с музыкальными инструментами. Кроме того, качество и стили музыкального обучения у детей раннего возраста не являются унифицированными, что значительно затрудняет интерпретацию полученных результатов.

В ходе данного рандомизированного контролируемого исследования ученые проанализировали влияние раннего обучения музыке на речевые и музыкальные навыки у 9-месячных детей. Все участники проживали в одноязычных семьях, ранее музыкальных уроков не посещали, их родители не были музыкантами. Согласно дизайну работы, 20 детей (1-я группа) прослушивали музыкальную запись, имеющую трехдольный размер (вальс), в это же время другие 19 детей (2-я группа) играли с немузыкальными игрушками. Дети участвовали в 20 сеансах, продолжительность которых составила 15 мин. Деятельность в обеих группах отличалась смешанным характером, которым, как правило, и характеризуется активность детей данного возраста, за исключением того, что участники 2-й группы не прослушивали музыку. Детей 1-й группы заинтересовывали отбивать ритм в такт музыке ногами, руками и на простейших ударных музыкальных инструментах. Во 2-й группе детям давали играть машинками, кубиками и другими игрушками, которые также способствуют развитию координации движений.

Через 4 нед после начала исследования всем детям провели магнитоэнцефалограмму для измерения особенностей их нервных откликов. Данное исследование является неинвазивным и основано на динамическом измерении магнитных полей, образующихся при синхронизации нервных импульсов. Оно обеспечивает постоянный контроль за мозговой активностью. Во время проведения обследования детям давали прослушать музыкальный отрывок, характеризующийся трехдольным размером, и слова на иностранном языке. Ученые отметили, что при прослушивании музыки и слов у детей 1-й группы наблюдалась более высокая нейронная активность в области слуховой и префронтальной коры, чем у их сверстников 2-й группы. Это позволило исследователям предположить, что раннее музыкальное обучение способствует развитию способностей ребенка в нахождении различий между сложными звуками, что непосредственно влияет на речевые навыки.

Соавтор исследования доктор Патриция Кухл (Patricia Kuhl) пояснила, что активность, которую предлагали детям 1-й группы, оказалась важной для развития не только музыкальных навыков, но и речевых. В ходе предыдущих исследований они отметили, что у не умеющих говорить детей активизируются речевые центры головного мозга в то время, когда они слышат разговоры окружающих. Маленькие дети хотят взаимодействовать с окружающим миром, говорить, двигаться под музыку. Именно поэтому, по мнению доктора П. Кухл, поощрение детей к движениям в такт музыке было важной частью исследования и способствовало получению воодушевляющих результатов. Если говорить о стилях музыки, то ученые уверены, что все они благотворно влияют на развитие головного мозга, поскольку каждый из них характеризуется повторяющимся ритмом, который и учится различать ребенок. Возможно, музыкальные занятия способствуют развитию и других навыков, однако это следует проверить в ходе дальнейших исследований.

    • Brazier Y. (2016) Music exposure benefits babies’ brains. Medical News Today. April 26 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/309467.php).
    • Zhaoa C.T., Kuhla P.K. (2016) Musical intervention enhances infants’ neural processing of temporal structure in music and speech. PNAS. Mar.17 [Epub ahead of print].

Юлия Котикович