Мониторинг метаболизма углеводов в печени может быть ключом к диагностике рака

20 квітня 2016 о 17:39

Мониторинг метаболизма углеводов в печени может быть ключом к диагностике ракаРак печени (гепатоцеллюлярная карцинома) — наиболее распространенная опухоль печени, приводящая к нарушению функции органа и без лечения — смерти человека. Основными причинами заболевания являются хронические вирусные гепатиты В и С, цирроз печени и регулярное употребление с пищей гепатоканцерогенов.

Наблюдение за метаболизмом углеводов в печени может быть полезным для диагностики рака. К такому выводу пришли специалисты Онкологического центра имени М.Д. Андерсона Университета Техаса (University of Texas MD Anderson Cancer Center), США, опубликовав результаты исследования на страницах «Nature Cell Biology».

Ученые выявили различия в экспрессии KHK гена (гена фруктокиназы, кетокиназы) в здоровых и опухолевых клетках печени. Метаболизм фруктозы при раке печени значительно снижен по сравнению с его уровнем у здорового человека. Если в нормальном состоянии в организме происходит катаболизм как глюкозы, так и фруктозы, то при поражении печени онкологическим процессом катаболизм фруктозы останавливается. Это происходит из-за аномального альтернативного сплайсинга KHK гена и продукции фермента KHK-A, не способного катализировать фруктозу.

KHK-A активен в двух формах: киназы, расщепляющей углеводы, и протеинкиназы. Последняя способствует синтезу ДНК и РНК опухолевых клеток, тем самым усиливая рост рака печени. Киназа — фермент, позволяющий клеткам переносить фосфат, играющий ключевую роль в продукции энергии и регуляции обмена белков. Именно активность KHK-A может стать мишенью для применения противоопухолевых препаратов.

• Li X., Qian X., Peng L.X. et al. (2016) A splicing switch from ketohexokinase-C to ketohexokinase-A drives hepatocellular carcinoma formation. Nat. Cell Biol., April 18 [Epub ahead of print].
    • University of Texas M.D.; Anderson Cancer Center (2016) Monitoring sugar metabolism in liver may be a key to cancer diagnosis: Study shows that normal, cancerous liver cells metabolize dietary fructose differently. ScienceDaily, 18 April (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/04/160418120720.htm).

Анна Антонюк