Пристрастие к сладкому имеет все черты наркозависимости

12 квітня 2016 о 16:41

Пристрастие к сладкому имеет все черты наркозависимостиОдной из основных причин повышения распространенности ожирения во всем мире специалисты называют избыточное потребление сахара. Для преломления данной тенденции повсеместно проводятся научные исследования, посвященные изучению измененного пищевого поведения и борьбы с ним. В ходе одного из них ученые Технологического университета Квинсленда (Queensland University of Technology), Австралия, определили, что препараты, применяемые для лечения при никотиновой зависимости, могут быть эффективны и при развитии нездорового пристрастия к сахару. Результаты работы представлены в журнале «PLOS ONE».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 1,9 млрд человек на всей планете имеют избыточную массу тела, а более 600 млн — ожирение. Избыточное потребление сахара является основной причиной нынешней эпидемии ожирения, которая на сегодняшний день приобретает общемировое значение. Известно, что употребление сладостей приводит к резкому повышению уровня допамина в прилежащих ядрах головного мозга, что является ключевым моментом развития различных зависимостей. Кроме того, длительное чрезмерное потребление сахара способствует повышению экспрессии рецепторов допамина D1 в прилежащих ядрах и уменьшению рецепторов допамина D2 в тех же ядрах и полосатом теле. Аналогичные изменения наблюдаются в ответ на введение кокаина и морфина. При резком отказе от сладких продуктов развивается дисбаланс дофамина и ацетилхолина, что позволяет ученым рассматривать лимбическую систему в качестве терапевтической мишени для снижения уровня потребления сахара.

Лимбическая система представляет собой взаимосвязанную структуру, включающую прилежащие ядра и вентральную тегменальную зону, которая играет важную роль в определении эмоционального состояния человека, поддержании ожидания вознаграждения и мотивации. В отношении потребления сахара известно, что активность лимбической системы отображает величину стимула, вызываемого сладкими продуктами. В ходе экспериментов, проведенных с привлечением лабораторных животных, ученые пришли к выводу, что длительное употребление аппетитной еды способствовало изменению проводящих путей в головном мозгу, обусловливающих ощущение вознаграждения, и приводило к дисбалансу в гомеостазе системы вознаграждения. На молекулярном уровне ацетилхолин из холинергических промежуточных нейронов прилежащих ядер связывается с нейрональными никотиновыми рецепторами ацетилхолина и модулирует высвобождение допамина. Ученые отметили, что сахар, хоть и косвенно, влияет на интенсивность релиза допамина в прилежащих ядрах и никотиновых ацетилхолиновых рецепторах, что позволяет считать последние также перспективным объектом для фармакотерапии.

В ходе данной работы исследователи изучали возможность применения варениклина — препарата для лечения при никотиновой зависимости, являющегося ингибитором никотиновых ацетилхолиновых рецепторов, — для снижения уровня употреб­ления сахара. В эксперименте исследователи содержали лабораторных крыс в индивидуальных клетках с неограниченным доступом к еде и воде. Дополнительно животным предоставляли ограниченный допуск к воде, содержащей 5% сахарозы. После достижения крысами необходимого питьевого режима, им по схеме латинских квадратов вводили лекарственные препараты — агонисты и антагонисты никотиновых ацетилхолиновых рецепторов. Длительность эксперимента составила 4 и 12 нед.

Проанализировав состояние и поведение лабораторных животных после проведенных экспериментов ученые пришли к выводу, что введение варениклина способствовало снижению потребления сахара, причем величина наблюдаемого эффекта зависела от дозы вводимого препарата. Аналогичные результаты получены и у крыс, которым вводили мекамиламин — неконкурентный неселективный антагонист никотиновых ацетилхолиновых рецепторов. В ходе следующих работ ученые надеются подтвердить предполагаемую роль прилежащих ядер в регулировании уровня потребления сахара как поведения, обусловленного функциональной активностью никотиновых ацетилхолиновых рецепторов. Они полагают, что такие исследования откроют новые стратегии для борьбы с болезненным пристрастием к сладким продуктам.

• Klenowski P.M., Shariff M.R., Belmer A. et al. (2016) Prolonged consumption of sucrose in a binge-like manner, alters the morphology of medium spiny neurons in the nucleus accumbens shell. Front. Behav. Neurosci., March 30 [Epub ahead of print].
    • Queensland University of Technology (2016) Treating sugar addiction like drug abuse. ScienceDaily, April 7 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/04/160407111828.htm).
    • Shariff M., Quik M., Holgate J. et al. (2016) Neuronal nicotinic acetylcholine receptor modulators reduce sugar intake. PLOS ONE, March 30 [Epub ahead of print].