Тяжесть инсульта определяется состоянием микрофлоры кишечника

5 квітня 2016 о 12:53

Тяжесть инсульта определяется состоянием микрофлоры кишечникаОпределенный тип бактерий, обитающих в кишечнике человека, способен улучшать состояние иммунной системы, что приводит к снижению тяжести инсульта — к такому выводу в ходе нового исследования пришли ученые из Медицинского колледжа Вейлл Корнелл (Weill Cornell Medical College), США. Они полагают, что полученные результаты помогут уменьшить негативные последствия инсульта, который является одной из основных причин смерти во всем мире. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Medicine».

В ходе данной работы ученые давали части лабораторных мышей корм с различными видами антибиотиков, а остальным — стандартный корм. Через неделю у животных был индуцирован один из наиболее частых видов инсульта — ишемический, характеризующийся нарушением кровоснабжения головного мозга вследствие обструкции сосудов. Ученые отметили, что прием антибиотиков значительно снижал выживаемость грызунов после инсульта. Так, среди лабораторных мышей, получавших антибиотики, выживших после инсульта было на 60% меньше, чем среди тех, кто не получал указанных лекарственных препаратов. Ученые предположили, что микробиом кишечника влияет на активность иммунных клеток, защищающих головной мозг от повреждения и снижающих тяжесть возникшего инсульта.

Автор исследования доктор Джозеф Анразе (Josef Anrathe) отметил, что в ходе данной работы ему удалось получить данные о наличии принципиально новой взаимосвязи между кишечником и головным мозгом. Оказалось, что именно микрофлора кишечника определяет исходы инсульта, что, несомненно, расходится с современными представлениями о рисках возникновения данной патологии и ее развитии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что изменения микробного состава кишечника могут рассматриваться в качестве инновационного метода предотвращения развития инсульта. Особенно полезными такие выводы могут стать для пациентов с базовым высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, например, имеющих множественные обструкции кровеносных сосудов в головном мозгу.

Ученые подчеркнули необходимость дальнейших исследований для уточнения того, какие именно микроорганизмы обладают протективными способностями. Они отметили, что бактерии не могут взаимодействовать с головным мозгом на химическом уровне и в данном случае, по всей видимости, иммунные клетки оказывают влияние на выживаемость нейронов.

Комментируя исследование, доктор Константино Ядекола (Costantino Iadecola) отметил, что одним из наиболее неожиданных выводов, сделанных в ходе данной работы, является информация о том, что активность иммунной системы определяет тяжесть инсульта, а установление наличия взаимосвязи между кишечником и головным мозгом имеет огромное перспективное значение для профилактики инсульта в будущем. Возможно, снижения риска развития инсульта можно будет достичь изменением рациона питания у пациентов с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями или у людей с повышенным риском развития таких патологий. Диетические рекомендации выполнять значительно легче, чем принимать медикаментозное лечение, однако данный вопрос достаточно далек от целей нынешнего исследования, ему стоит посвятить другие работы.

• Benakis C., Brea D., Caballero S. et al. (2016) Commensal microbiota affects ischemic stroke outcome by regulating intestinal γδ T cells. Nature Medicine, March 28 [Epub ahead fo print].
    • Weill Cornell Medical College (2016) GI tract bacteria help decrease stroke. ScienceDaily, March 28 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/03/160328143111.htm).