Обнаружены биомаркеры скорого прогрессирования рассеянного склероза

29 лютого 2016 о 11:34

Обнаружены биомаркеры скорого прогрессирования рассеянного склерозаТакие показатели, как выраженность менингеального воспаления и повреждение структуры серого вещества головного мозга, могут быть использованы в качестве ранних маркеров прогрессирования рассеянного склероза (РС) — к такому выводу в ходе новой работы пришли ученые из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London), Великобритания, проанализировав результаты проведенных исследований, в которых оценивали экспрессию генов и белка в спинномозговой жидкости. Они отметили, что различные молекулярные профили ликвора ассоциированы с определенными степенями поражения серого вещества головного мозга. Результаты работы были представлены на ежегодном форуме Американского комитета по вопросам лечения и изучения рассеянного склероза, прошедшего в Новом Орлеане, США.

В ходе работы ученые выяснили, что повреждение серого вещества головного мозга ассоциировано с накоплением физического и когнитивного дефицита, что является основной причиной прогрессирования РС. Они отдельно подчеркнули, что изменения, происходящие в сером веществе мозга, являются основой клинического течения РС. Кроме того, вероятней всего, менингеальная В-клеточная инфильтрация является основным источником субарахноидального воспаления/цитотоксической среды в ликворе, что может опосредованно усугублять выраженность повреждения тканей головного мозга. Причем менингеальное воспаление, ассоциированное с корковой демиелинизацией, может быть определено с помощью современных методов визуализации.

Сопоставив все вышеописанные выводы, ученые под руководством доктора Ричарда Рейнолдса (Richard Reynolds) определяли специфические биомаркеры поражения серого вещества мозга и его связь с прогрессированием РС. Они предположили, что выраженность менингеального воспаления и нарушение корковых функций могут быть ассоциированы с ранним прогрессированием изучаемой патологии. Для подтверждения данного предположения исследователи оценивали уровень экспрессии генов в головном мозгу и белковый профиль ликвора в образцах, посмертно взятых у 20 человек с диагностированным РС и у 10 — без него. Кроме того, ученые проанализировали данные магнитно-­резонансной томографии и состав спинномозговой жидкости у 36 пациентов с РС и 12 лиц без данной патологии.

Оказалось, что выраженный провоспалительный профиль ликвора, характеризующийся гиперэкспрессией хемокинов 13, 12, 19, 21, интерлейкина-10, фактора некроза опухоли, гранулоцитарно-макрофагального колониестимулирующего фактора и матриксной металлопротеиназы 2, ассоциирован с поражением серого вещества головного мозга и ускоренным прогрессированием РС. Повышенный уровень именно этих биологически активных веществ выявлен в образцах головного мозга и ликвора, посмертно полученных от пациентов с прогрессирующим РС с высоким уровнем менингеального воспаления и демиелинизации. Причем повышенная экспрессия некоторых молекул была ассоциирована со скорейшим прогрессированием патологии. Например, повышение уровня хемокинов 13 приводило к массовому устремлению В-лимфоцитов в мозговые оболочки. Такие выводы, по мнению исследователей, могут стать основой нового метода лечения при РС, направленного на предотвращение развития воспалительного процесса и повреждения серого вещества.

В образцах пациентов с менее выраженным поражением серого вещества ученые выявили преобладание регуляторных молекул, таких как интерфероны α, β, λ и хемокины 22 и 25. К тому же они обратили внимание, что провоспалительный профиль ликвора зависел от степени выраженности повреждения серого вещества, что позволяет предложить использовать данный показатель для оценки тяжести патологии.

Исследователи выразили надежду, что полученные результаты могут быть полезны специалистам для оценки возможности быстрого прогрессирования заболевания и назначения индивидуальной терапии. В ходе следующих работ они планируют изучить взаимосвязь между данными визуализации, особенностями ликвора у пациентов с РС и клиническим течением заболевания.

Комментируя данную работу, доктор Джерри Волински (Jerry Wolinsky) из Техасского Университета (University of Texas), США, отметил, что полученные результаты являются крайне интересными, поскольку позволяют представить, как могла бы выглядеть программа обследования пациента, позволяющая уточнить стадию патологии и вероятность ее быстрого прогрессирования.

• Helwick C. (2016) Biomarkers may predict progression in MS. Medscape, Feb. 24 (http://www.medscape.com/viewarticle/859376#vp_1).