Рекомендации по менеджменту детей с аутизмом от Американской ассоциации детской и подростковой психиатрии

4 грудня 2015 о 16:29
471

Рекомендации по менеджменту детей с аутизмом от Американской ассоциации детской и подростковой психиатрииАмериканская ассоциация детской и подростковой психиатрии (American Academy of Child & Adolescent Psychiatry) в лице доктора Келли Макгваер (Kelly McGire) и соавторов представила новые рекомендации по стационарной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальной недостаточностью (ИН). По их мнению, всю необходимую помощь таким пациентам можно оказывать в психиатрических стационарах, так как там есть необходимые условия. Так, в США около 10–20% всех детей, проходящих лечение в психиатрических отделениях, составляют пациенты с указанными диагнозами.

Наиболее частой причиной госпитализации в эти отделения, по заверению К. Макгваер, являются вспышки агрессии и самоповреждающее поведение. В таких случаях стандартная помощь обычно неэффективна, необходимо дополнительное обследование врачами-психиатрами.

После ряда консультаций экспертная группа особо отметила следующие моменты, на которые следует обращать внимание при оказании помощи таким детям:

  • при поступлении ребенка в стационар следует собрать всю информацию, которая сможет помочь в дальнейшем подобрать лечение, включая предпочтения ребенка (еда, объекты, виды активности), особенности коммуникации, «подкрепляющие» предметы, чувствительность к сенсорной информации, триггеры и признаки ажитации, эффективные техники для успокоения ребенка, опасные виды поведения (драки, выдергивание волос, кусание и др.);
  • следует определить потребности ребенка в контексте ухаживания за собой, включая возможность принимать пероральные препараты. Оценить факторы, влияющие на проблемное поведение. Всю собранную информацию предоставить медицинскому персоналу, оказывающему помощь ребенку;
  • следует определить наличие медицинских проблем, наиболее распространенных у детей с РАС и ИН (например судорожные приступы, запор, нарушения сна). Это же относится к проблемам, связанным со специфическими генетическими синдромами или являющимися общими для всех детей (например травмы, стоматологические проблемы, заболевания ЛОР-органов);
  • важным также является определение возможных коморбидных психиатрических расстройств, часто возникающих при РАС и ИН;
  • проблемы у ребенка с аутизмом могут возникнуть и вследствие побочных эффектов принимаемых им препаратов, в том числе безрецептурных. В связи с этим обязательно проводить оценку всех возможных побочных эффектов;
  • медицинскому персоналу, работающему с такими детьми, следует регулярно проходить специализированные тренинги, посвященные обучению детей с аутизмом, вырабатыванию у них специальных навыков, а также обучению персонала стратегиям деэскалации;
  • к отделениям, которые оказывают помощь детям с РАС и ИС, также существуют специальные требования. К ним относится создание условий для вовлечения детей в различные виды активности и общеобразовательного обучения.
    • Davenport L. (2015) New Guidelines to improve inpatient care for kids with autism. Medscape, 27 November (http://www.medscape.com/viewarticle/855099).
    • McGuire K., Erickson C., Gabriels R.L. et al. (2015) Psychiatric hospita­lization of children with autism or intellectual disability: consensus statements on best practices. J. Am. Acad. Child Adol. Psych., 54(12): 969–971.

Виталий Безшейко