Ученые выявили ключевое звено в механизме заживления ран

7 липня 2015 о 10:45

Ученые выявили ключевое звено в механизме заживления ранК сожалению, 0,2–1% населения развитых стран имеет заболевания, симптомом которых является образование хронических ран. Это вызывает значительную озабоченность представителей медицинского научного мира и требует огромных экономических затрат.

Процесс заживления ран происходит в 2 последовательные стадии: экссудации и пролиферации. Обычно врачи воздействуют на одну из них, тем самым влияя на скорость и качество заживления. Результаты исследования ученых из Каролинского института (Karolinska Institutet), Швеция, свидетельствуют о ключевой роли микро-РНК-132 как основного регулятора процесса. Специалисты полагают, что их открытие станет фундаментом для разработки новых таргетных методов лечения труднозаживляемых ран.

На страницах «Journal of Clinical Investigation» исследователи предлагают подробное описание механизмов регуляции микро-РНК-132 каждого из этапов заживления.

На первой стадии, собственно воспалительной (экссудативной), клетки иммунной системы пытаются очистить рану от загрязнителей — мертвых клеток, а также микроорганизмов. На второй стадии происходит замещение тканей поврежденных участков новыми путем интенсивного деления клеток. Переход от начальной стадии к последующей является критическим моментом, от течения которого зависит успешность всего процесса.

В текущем исследовании ученые выявили высокие уровни активности микро-РНК-132 на протяжении всей первой стадии и установили ее пиковые подъемы во второй. Изучив биоптаты кожи, взятые из раны на разных этапах заживления, они смогли идентифицировать микро-РНК-132 в кератиноцитах эпидермиса, которые формируют внешний слой кожи. Это способствовало снижению иммунной реакции на первом этапе и увеличению пролиферации кератиноцитов на втором. Таким образом, снижение активности микро-РНК-132 было причиной повышения интенсивности воспаления и ухудшения заживления.

Ученые полагают, что именно микро-РНК-132 является тем критическим регулятором, от которого зависит успешность заживления раны, поэтому путем воздействия на нее можно обеспечивать наиболее оптимальное течение процесса.

Ранее в ходе эксперимента специалистам из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна при Медицинском университете Иешива (Albert Einstein College of Medicine of Yeshiva University), США, удалось ускорить заживление ран при помощи наночастиц, используемых для транспорта в рану FL2-ингибитора.

Анна Антонюк