Ученые научились прогнозировать развитие психических заболеваний по показателям анализа крови

2 липня 2015 о 12:20

Ученые научились прогнозировать развитие психических заболеваний по показателям анализа кровиИзбыточная экспрессия гена Xist (X-inactive specific transcript), ключевого эффектора инактивации Х-хромосомы, и избегающего инактивации гена KDM5C может быть использована в качестве биомаркера при психических заболеваниях у женщин, в том числе при биполярном аффективном расстройстве (БАР) и рецидивирующей шизофрении. К такому выводу пришли сотрудники кафедры психиатрии Калифорнийского университета (University of California), Сан-Диего, США, опубликовав результаты исследования на страницах журнала «EBioMedicine».

В своей работе специалисты изучили генетический материал клеток лимфобластоидной линии 36 здоровых женщин и 60 пациенток с БАР и рецидивирующей шизофренией. Также они проанализировали данные 48 посмертных образцов ткани головного мозга женщин с указанными психическими заболеваниями и без них.

Исследователи выявили сверхэкспрессию генов Xist и KDM5C у пациенток с БАР и рецидивирующей шизофренией, что подтверждали данные исследования образцов мертвых тканей. Также отмечено значительную корреляцию между показателями сверхэкспрессии обоих генов.

Неполная инактивация избыточной Х-хромосомы при синдроме Клайнфельтера (44+XXY) и трисомии (44+XXХ) является одной из причин фенотипических проявлений генетических нарушений при этих патологиях. Несмотря на их невысокую распространенность среди общей популяции, привлекает внимание достоверное увеличение количества случаев психических заболеваний у лиц с указанными синдромами. Также специалисты отмечают частую ассоциацию между сверхэкспрессией Xist и развитием БАР, депрессией и шизофренией.

Ученые предполагают, что избыточная экспрессия гена Xist является причиной едва заметных изменений инактивированной Х-хромосомы. Это влияет на экспрессию избегающих инактивации генов, в том числе KDM5C. Поэтому реверсия дисфункции инактивированной Х-хромосомы может стать эффективным методом лечения пациентов с психическими заболеваниями. С учетом того, что обозначенные генетические заболевания можно идентифицировать еще в детском возрасте (и даже на стадии плода), наличие сверхэкспрессии Xist и KDM5C является перспективной диагностической методикой для определения потенциальных рисков развития патологий психической сферы.

Если это исследование носило скорее ориентировочный характер, поскольку изучаемая когорта была малого объема и спектр психических расстройств был ограничен, то в дальнейшем специалисты планируют увеличить как количество участников, так и варианты возможных заболеваний, риск которых может быть обусловлен аномальной активностью инактивированной Х-хромосомы.

• Brooks M. (2015) A blood test for mental illness in women? Medscape Medical News, June 29 (http://www.medscape.com/viewarticle/847172).
    • Ji B., Higa K.K., Kelsoe J.R., Zhou X. (2015) Over-expression of XIST, the master gene for X chromosome inactivation, in females with major affective disorders. EBioMedicine, June 16 [Epub ahead of print].

Анна Антонюк