Новый подход в лечении ВИЧ-инфекции продемонстрировал обнадеживающие результаты

10 квітня 2015 о 17:48
Спеціальності :

Новый подход в лечении ВИЧ-инфекции продемонстрировал обнадеживающие результатыСогласно результатам клинического исследования, опубликованным 8 апреля 2015 г. в журнале «Nature», ученым из лаборатории молекулярной иммунологии при Университете Рокфеллера (Rocke­feller University), США, впервые удалось достичь многообещающих результатов в экспериментальной терапии ВИЧ-инфекции. Примененный исследователями метод пассивной иммунизации предусматривает введение ВИЧ-инфицированному пациенту препарата, содержащего антитела широкого спектра действия (broadly neutralizing antibodies — bNAbs). Особенностью данных антител является высокая активность в нейтрализации >80% известных на сегодня штаммов ВИЧ. Как отмечают авторы исследования, действие содержащего bNAbs экспериментального препарата 3BNC117 направлено на сайт связывания CD4bs (CD4-binding site) белковой оболочки ВИЧ, который связывается с белком CD4 на клетке-мишени человека. В данном случае отмечена высокая нейтрализующая активность 3BNC117 к 195 штаммам ВИЧ из 237 изученных.

Известно, что у 10–30% ВИЧ-инфицированных лиц вырабатываются bNAbs, но лишь спустя несколько лет после инфицирования, что позволяет вирусу за это время активно мутировать и значительно снижает их эффективность. Выделение и клонирование этих антител позволило применить их в качестве терапевтических агентов до начала процесса мутации ВИЧ, что, собственно, и является методом пассивной иммунизации. По мнению исследователей, в отличие от обычной антиретровирусной терапии, метод пассивной иммунизации позволяет включить в процесс нейтрализации ВИЧ и иммунные клетки пациента, что повышает эффективность лечения.

Успешные результаты предыдущих испытаний на животных моделях позволили авторам приступить к клиническим исследованиям. В частности, ученые протестировали эффективность и переносимость применения 4 различных дозировок 3BNC117 у 29 участников, каждый из которых получил по одной дозе препарата с последующим мониторингом в течение 56 дней.

Согласно результатам тестирования, у 8 участников, получивших препарат в высокой дозировке (30 мг/кг массы тела), вирусная нагрузка снизилась в 8–250 раз в течение 28 дней. Отмечена хорошая переносимость разовой дозы препарата у всех участников исследования. У некоторых пациентов вирусная нагрузка оставалась ниже исходного уровня даже после окончания исследования. Тем не менее в 2 случаях применения высокой дозировки 3BNC117 отмечено снижение на ≈80% его эффективности в нейтрализации ВИЧ спустя 28 дней терапии, что связывают с мутацией вируса.

Как отмечают авторы исследования, именно ярко выраженная способность ВИЧ к мутации и воспроизведению в присутствии антиретровирусных препаратов позволяет сделать вывод о том, что применения только одного типа антител недостаточно для эффективного подавления вирусной нагрузки в течение длительного периода. В данный момент проводится активная работа по созданию препарата, содержащего второй тип антител, с целью исследования эффективности и переносимости как в качестве моно-, так и комбинированной терапии с препаратом 3BNC117.

Создание комплексного препарата пассивной иммунизации и проведение клинического исследования его эффективности и переносимости ученые планируют завершить до конца 2015 г.

• McIntosh J. (2015) First human study of new HIV antibody therapy shows promise. Medical News Today, 9 April (http://www.medicalnewstoday.com/articles/292175.php).
    • Nussenzweig M.C., Caskey M., Klein F. et al. (2015) Viraemia suppressed in HIV-1-infected humans by broadly neutralizing antibody 3BNC117. Nature, 8 April [Epub ahead of print].

Сергей Боровик