Восприимчивость к туберкулезу обусловлена специфическими генами

23 березня 2015 о 14:59

Восприимчивость к туберкулезу обусловлена специфическими генамиВ ходе крупного исследования по изучению влияния генетических факторов на восприимчивость к туберкулезу ученые из Великобритании установили новые биологические механизмы, с помощью которых инфекции удается уклоняться от воздействия иммунной системы. Исследователи полагают, что полученные результаты, опубликованные в журнале «Nature Genetics», станут основой для создания новой вакцины против одного из наиболее социально опасных заболеваний.

Известно, что туберкулез может поражать любую систему человеческого организма, однако наиболее часто его очаг развивается в легких. Согласно данным, предоставленным специалистами Всемирной организации здравоохранения, в 2013 г. в мире насчитывали около 9 млн человек, больных туберкулезом, из них умерших — 1,5 млн. Более 95% смертей от данного инфекционного заболевания регистрируют в странах со средним и ниже среднего уровнями дохода. По данным Организации Объединенных Наций, латентная форма туберкулеза, при которой возбудитель присутствует в организме, но симптомы заболевания не развиваются, возникает практически у трети населения планеты. При этом активная форма заболевания развивается у каждого 10-го пациента.

Целью исследования, проведенного учеными из Кембриджского университета (University of Cambridge), Великобритания, под руководством доктора Сергея Неженцева (Sergey Nejentsev), стало изучение гипотезы о том, что индивидуальные отличия в структуре ДНК могут оказывать существенное влияние как на риск инфицирования возбудителем туберкулеза, так и на вероятность перехода латентной формы заболевания в активную. С целью определения генов, способных влиять на восприимчивость к туберкулезу, исследователи сравнили геномы, полученные в ходе полногеномного секвенирования от 5500 инфицированных пациентов и 5600 здоровых людей. Проанализировав 7,6 млн генетических вариантов различий в последовательности ДНК, ученые пришли к выводу, что ген ASAP1, расположенный в 8-й хромосоме, влияет на восприимчивость человека к возбудителю туберкулеза. Известно, что ген ASAP1 кодирует белок, который в значительном количестве представлен в дендритных клетках — виде клеток иммунной системы, которые играют важную роль в инициировании иммунного ответа при внедрении возбудителя.

Ученые определили, что у людей, инфицированных возбудителем туберкулеза, ген ASAP1 экспрессируется в меньшем количестве и, соответственно, белка, влияющего на силу иммунного ответа, синтезируется меньше, чем у здоровых лиц. Кроме того, они отметили, что существуют два варианта гена ASAP1, и лишь один из них обладает максимально выраженными протективными свойствами против туберкулезной инфекции. Отмечено, что вариант, который представляет более слабые защитные возможности, ассоциирован с более выраженным снижением экспрессии генов после перенесенной инфекции, и наоборот. Исследователи выявили, что ASAP1 влияет на способность дендритных клеток к движению. При ослабленной экспрессии гена клетки теряют возможность активной миграции по направлению к выявленному патогену. Этот факт объясняет данные предыдущих работ о замедленной миграции дендритных клеток у пациентов с туберкулезом.

Туберкулез в настоящее время остается глобальной проблемой здравоохранения в мире. Постоянно возникающие антибиотикорезистентные штаммы возбудителя отражают необходимость поиска и разработки принципиально новых методов профилактики.

• Curtis J., Luo Y., Zenner H.L. et al. (2015) Susceptibility to tuberculosis is associated with variants in the ASAP1 gene encoding a regulator of dendritic cell migration. Nature Genetics, 17 March [Epub ahead of print].
    • Paddock C. (2015) TB’s ability to evade immune system becomes clearer in large study. Medical News Today, 17 March (http://www.medicalnewstoday.com/articles/290954.php).