9 січня 2015 о 10:40

Ученые ступили на порог преодоления проблемы резистентности микроорганизмов к антибиотикамПосле открытия Александром Флемингом пенициллина много воды утекло. И, к сожалению, на сегодняшний день бактерии все чаще ужасают врачей полным равнодушием по отношению к самым грозным антибиотикам. Например, по сведениям Всемирной организации здравоохранения, в 2012 г. в мире насчитывалось около 450 тыс. случаев туберкулеза со множественной лекарственной устойчивостью. Также значительная доля внутрибольничной инфекции вызвана метициллинрезистентным золотистым стафилококком — видом бактерии, заставляющей опускать руки даже самых опытных врачей.

Поэтому настоящим прорывом современной медицины могут стать результаты нового исследования Кима Левиса (Kim Lewis), профессора-микробиолога из Северо-Восточного университета (Northeastern University), США, опубликованные в журнале «Nature». В своей работе он выделил 25 новых антибиотиков, один из которых — теиксобактин — способен убивать бактерию посредством разрушения ее оболочки, что делает процесс приспособления, то есть выработки устойчивости к веществу, невозможным.

Большинство антибиотиков походит из микроорганизмов, живущих в почве: в течение миллионов лет бактерии научились вырабатывать токсические вещества, позволяющие им выживать рядом со своими собратьями. Но такие микроорганизмы трудно культивировать в условиях лаборатории. Вследствие этого 99% микробов, существующих на планете Земля, недостаточно изучены человеком в качестве потенциальных источников антибиотиков.

Специалисты из Северо-Восточного университета в Бостоне смогли преодолеть это препятствие. Они создали так называемую диффузионную камеру, в которой разместили почвенные микроорганизмы в двух изолированных отделениях, зажатых двумя полупроницаемыми мембранами. Ученые вернули конструкцию назад в почву, где микробы продолжили свое практически естественное существование, характеризующееся быстрым ростом колоний и их взаимодействием с микробиотой окружающей среды. В результате эксперты смогли выделить 10 тыс. колоний и добыть 25 новых антибиотиков, включая теиксобактин, к которому оказались нечувствительны ни метициллинрезистентный золотистый стафилококк, ни микобактерия туберкулеза.

В своей дальнейшей работе исследователи испытали теиксобактин на мышах, доказав его эффективность по отношению к бактериям, вызывающим септицемию, кожные и легочные инфекции. Ученых порадовало то, что положительный результат не менялся после многократного повторения воздействия — резистентность не развивалась.

В дальнейшем на основе этого антибиотика ученые планируют создать новый препарат, который можно будет применять для лечения при инфекционных заболеваниях, вызванных устойчивыми штаммами бактерий.

• Ling L.L., Schneider T., Peoples A.J. et al. (2015) A new antibiotic kills pathogens without detectable resistance. Nature, 7 January [Epub ahead of print].
    • Paddock C. (2015) Antibiotic breakthrough may signal the end of drug-resistant superbugs. Medical News Today. 8 January (http://www.medicalnewstoday.com/articles/287745.php).

Анна Антонюк