Является ли энтеровирусная инфекция причиной сахарного диабета 1-го типа?

16 грудня 2014 о 15:54

Является ли энтеровирусная инфекция причиной сахарного диабета 1-го типа?Ученые выявили наличие энтеровируса в панкреатических островках лиц с сахарным диабетом 1-го типа. Это подтверждает существующую теорию о роли энтеровирусной инфекции в процессах развития этого заболевания. Как сообщают исследователи в пресс-релизе Университета Осло (The University of Oslo), Норвегия, это открытие дает новый толчок для разработки соответственной вакцины и противовирусного лечения сахарного диабета 1-го типа.

Это заболевание поражает лиц молодого возраста и, в отличие от сахарного диабета 2-го типа, не поддается коррекции диетой и изменением физического режима. Только 29% пациентов достигают рекомендуемых целей лечения для предотвращения последующих осложнений сахарного диабета 1-го типа.

В текущем исследовании ученые изучали ткань поджелудочной железы на наличие вирусов. Для этого проводили резекцию хвоста поджелудочной железы в минимальном объеме на 3–9-й неделе после первичного установления диагноза. В исследовании участвовали 6 взрослых пациентов в возрасте 24–35 лет.

Специалисты проверяли клетки островков Лангерганса на наличие белка капсида 1 (VP1) энтеровирусов, а также экспрессии молекул HLA-I с помощью иммуногистохимического метода. РНК вируса в клетках островков поджелудочной железы анализировали с помощью ПЦР-метода, а также РНК-секвенирования. Для контроля пользовались материалом, полученным от лиц без сахарного диабета 1-го типа. VP1 выявлен в островках Лангерганса всех пациентов с сахарным диабетом 1-го типа и только у 2 из 9 случаев — в группе контроля. Также у всех лиц с изучаемым заболеванием установлена гиперэкспрессия молекул HLA-I (у 1 участника группы контроля).

Специфическая для энтеровируса РНК-последовательность выявлена у 4 из 6 пациентов. При этом у лиц контрольной группы она не выявлена вовсе. Эти данные проверены в различных лабораториях. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что наличие энтеровирусной инфекции в островках Лангерганса способствует прогрессированию заболевания у пациентов с сахарным диабетом 1-го типа.

• Krogvold L., Edwin B., Buanes T. et al. (2014) Detection of a low-grade enteroviral infection in the islets of Langerhans of living patients newly diagnosed with type 1 diabetes. Diabetes, 24 November [Epub ahead of print].
    • Oslo University Hospital (2014) Detection of enterovirus infection in insulin producing cells in patients newly diagnosed with type 1 diabetes. ScienceDaily, 15 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141215114103.htm).

Анна Антонюк