Причиной аутизма является воспаление головного мозга?

12 грудня 2014 о 12:46

Причиной аутизма является воспаление головного мозга?Несмотря на множество существующих данных о роли генетических изменений в развитии аутизма, одним из доминирующих факторов, согласно результатам последних исследований, являются специфические реакции иммунной системы. Эта теория опубликована на страницах онлайн-журнала «Nature Communications» учеными из Университета Алабамы в Бирмингеме (University of Alabama at Birmingham), США.

Причины аутизма по-прежнему остаются загадкой. Поэтому эта тема часто затрагивает пытливые умы генетиков и неврологов. Дэн Аркин (Dan Arking), доктор философии и один из исследователей, отмечает, что несмотря на достаточно частое изучение генетических особенностей при аутизме, данных, которые смогли бы стать основой для глубокого анализа, пока что недостаточно. Это, прежде всего, связано с необходимостью проведения тестирования экспрессии генов при изучении генетических поломок у лиц с аутизмом. Если для выполнения генетического теста можно взять практически любую клетку организма, то изучение экспрессии генов должно проходить с использованием конкретной интересующей ученого ткани. В случае аутизма такой тканью является нервная ткань головного мозга.

Результаты предыдущих исследований свидетельствовали о роли клеток микроглии (поддерживающих клеток) головного мозга в процессах развития аутизма. Эти данные помогли ученым сконцентрироваться в текущем исследовании именно на этих клетках. Для его проведения специалисты выбрали 104 образца ткани мозга от 72 лиц с аутизмом, сравнив их с контрольной группой. Сравнивая экспрессию генов клеток микроглии представителей обеих групп, ученые выявили, что у лиц с аутизмом ген ответа на воспаление постоянно находится в активном состоянии.

По словам ученых, такой тип воспаления на сегодняшний день изучен недостаточно. Но он вряд ли является собственно причиной аутизма. Скорее всего, в основе формирования этого заболевания лежит генная мутация. Все же, с учетом полученных данных, следующим шагом в борьбе с аутизмом может стать изучение вопроса о роли противовоспалительной терапии как одного из способов облегчения его симптомов.

• Gupta S., Ellis S.E., Ashar F.N. et al. (2014) Transcriptome analysis reveals dysregulation of innate immune response genes and neuronal activity-dependent genes in autism. Nat. Commun., 10 December [Epub ahead of print].
    • Johns Hopkins Medicine (2014) Brain inflammation a hallmark of autism, large-scale analysis shows. ScienceDaily, 10 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141210073857.htm).

Анна Антонюк