Поиск «потерянного» родного языка в мозгу: выявлены далеко идущие последствия роли бессознательного детского опыта

19 листопада 2014 о 11:47
383

Поиск «потерянного» родного языка в мозгу: выявлены далеко идущие последствия роли бессознательного детского опытаПри звучании родного языка в детстве в мозгу младенца образуются нейронные связи, которые сохраняются на много лет, даже если ребенок совсем не использует этот язык (как например в случае международного усыновления). Ученые из Монреальского неврологического института и больницы (The Montreal Neurological Institute and Hospital), Канада, выявили свойство головного мозга запоминать язык, выученный на неосознанном уровне еще в детском возрасте. Исследователи утверждают, что «следы» забытого языка остаются надолго или даже навсегда.

При помощи магнитно-резонансной томографии ученые кафедры психологии исследовали 48 девочек в возрасте 9–17 лет. Всех участниц распределили на три группы. В 1-ю группу вошли франкоговорящие девочки, которые родились и выросли во франкоговорящей семье. Во 2-ю группу включили участниц исследования, родившихся в семье, говорящей по-китайски, и впоследствии удочеренные французской семьей. Эти девочки не помнили своего первого языка и разговаривали исключительно по-французски. В 3-ю группу вошли участницы, свободно разговаривавшие на обоих языках.

Сканирование головного мозга проводили во время прослушивания участницами песен на китайском языке. Ученых поразил тот факт, что картина активности нейронов мозга девочек 2-й группы соответствовала таковой участниц 3-й и кардинально отличалась от 1-й группы франкоговорящих участниц.

Результаты исследования свидетельствуют, что приобретенная в раннем детстве информация не только сохраняется в мозгу, но и подсознательно влияет на его работу в течение многих лет, а, может быть, и всей жизни. Результаты этого открытия позволяют рассматривать вопросы, связанные с повторным изучением ранее приобретенного и забытого языка с новой точки зрения, а также показывают возможности бессознательного влияния раннего опыта на более поздние этапы развития.

    • McGill University (2014) Finding ‘lost’ languages in the brain: Far-reaching implications for unconscious role of infant experiences. Science Daily, 17 November (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/11/141117164334.htm).
    • Pierce L.J., Klein D., Chen J.K. et al. (2014) Mapping the unconscious maintenance of a lost first language. PNAS, 17 November [Epub ahead of print].

Анна Антонюк