Ожирение и генетика: кто может много есть и не поправляться?

10 листопада 2014 о 16:38

Ожирение и генетика: кто может много есть и не поправляться?На протяжении долгого времени к основным причинам ожирения ученые относили несбалансированное питание и малоподвижный способ жизни. Генетике в развитии этого заболевания отводилась далеко не главная роль. И вот сенсационное открытие: наш генотип способен влиять на массу тела, регулируя микрофлору кишечника, согласно результатам последнего исследования ученых из Королевского колледжа в Лондоне (King’s College London), Великобритания, и Корнелльского университета (Cornell University), США.

В исследовании, финансируемом Национальным институтом здравоохранения (National Institutes of Health), США, специалисты расшифровали генотип колоний микроорганизмов, выявленных в ≥1000 образцах кала 416 пар близнецов. Состав кишечной микрофлоры с однотипным генотипом ученые регистрировали среди гомозиготных близнецов, генетический аппарат которых, как известно, идентичен. У гетерозиготных близнецов состав кишечной микрофлоры более разнообразен. Эти результаты и легли в основу теории ученых о влиянии генетических факторов на состав микробиоты кишечника. В предыдущих исследованиях ученые упоминали о роли бактериальной среды кишечника в процессах возникновения ожирения. Но тема влияния генетических факторов на изменения кишечной микрофлоры, не затрагивалась.

Исследуя микрофлору близнецов, ученые выявили ранее малоизученную колонию бактерий, названную Christensenellaceae, которую чаще отмечали в кишечнике людей с недостаточной массой тела. Эти бактерии также способствовали уменьшению массы тела мышей, в организм которых их пересадили.

Результаты исследования, опубликованные в журнале «Cell», могут стать первым шагом на пути разработки персонализированных пробиотических препаратов, применяемых для уменьшения массы тела с учетом генетических особенностей индивида.

• Goodrich J.K., Waters J.L., Poole A.C. et al. (2014) Human Genetics Shape the Gut Microbiome. Cell, 159(4): 789–799.
    • King’s College London (2014) Body weight heavily influenced by gut microbes: Genes shape body weight by affecting gut microbes. ScienceDaily, 6 November (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/11/141106132204.htm).

Анна Антонюк