Общение с ребенком с первых дней его жизни — ключ к раннему речевому развитию

7 листопада 2014 о 15:33
648

Общение с ребенком с первых дней его жизни — ключ к раннему речевому развитиюАмериканские ученые, проанализировав результаты нового исследования, посоветовали отцам побольше общаться со своими детьми, особенно до достижения последними 3-летнего возраста. Исследователи обратили внимание, что матери намного больше времени посвящают разговорам с детьми, чем отцы, и, по мнению экспертов, это может негативно отражаться на скорости речевого развития. Результаты работы опубликованы онлайн в журнале «Pediatrics».

Существенная значимость общения родителей с детьми была впервые доказана докторами B. Hart и T.R. Risley в 1995 г. Они выявили, что умственное развитие и академическая успешность ребенка напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривали с ним в первые 3 года жизни. Такое общение в некоторых случаях в долгосрочной перспективе оказывало большее влияние на уровень IQ и способность к изучению языков, чем образование или социально-экономический статус. Вокализация у младенцев, формирующаяся под влиянием вербального поведения родителей, является важным этапом развития языковых навыков, поскольку в ней выявляют все черты двухстороннего разговора. В ходе предыдущих исследований ученые доказали позитивное влияние общения матери, которая обычно берет на себя основную часть родительской заботы, на развитие языковых навыков ребенка. Однако влияние разговоров отца остается не до конца изученным. Отметим, что структура языка и регистр речи как отца, так и матери могут быть одинаковы в первые 3 мес жизни ребенка. В дальнейшем отцы чаще используют вопросительные предложения, уменьшительно-ласкательные словоформы и длинные фразы.

Исследователи сообщают, что уже в первые годы жизни ребенка можно отметить гендерные особенности развития его языковых навыков. Обычно девочки раньше, чем мальчики, начинают говорить, а их словарный запас оказывается значительно больше. Кроме того, девочки раньше и быстрее осваивают чтение и лучше решают сложные грамматические задания. Основной целью данного исследования была оценка языковой среды детей в первые месяцы жизни и сравнение различий в вербальном взаимодействии между родителями и детьми в зависимости от гендерной принадлежности последних.

Участниками работы стали дети, рожденные на 34–36-й и на 37–41-й неделе гестации без когнитивных нарушений и соматических патологий. В ходе исследования ученые анализировали 16-часовые записи языкового окружения ребенка, сделанные после рождения, в гестационный возраст 44 нед и после достижения ими 7-месячного возраста. Аудиозаписи сделаны с помощью Системы анализа языковой среды (Language Environment Analysis System — LENA), включающей цифровой процессор для записи и программное оборудование, позволяющее идентифицировать речевые алгоритмы. Анализу были подвергнуты 1500 ч аудиозаписей, с участием 33 детей.

Авторы исследования под руководством доктора Бетти Вохр (Betty Vohr), специалиста по неонатальному развитию, выявили, что дети слышат в 3 раза больше слов от мамы, чем от папы, причем последние в большинстве случаев разговаривают с младенцами в присутствии второго родителя. Если отец оставался с ребенком наедине, то он общался с ним лишь в 6–12% случаев. Исследователи обратили внимание, что матери более активно разговаривали с девочками, а отцы — с мальчиками. Известно, что по мере взросления девочки проводят больше времени с мамами, а мальчики — с папами, что способствует развитию гендерного дисбаланса в речевом развитии.

Авторы исследования отмечают необходимость постоянного общения с маленьким ребенком, они подчеркивают, что разговор является наименее затратным методом улучшения развития, который под силу каждому родителю. Причем для ребенка важно получать равное количество внимания от обоих родителей. Однако следует помнить, что качество речи важнее ее количества. Если разговор с ребенком состоит из несуществующих слов и не соответствует правилам грамматической структуры, его ценность невелика.

    • Johnson K., Caskey M., Rand K. et al. (2014) Gender differences in adult-infant communication in the first months of life. Pediatrics, Nov. 3 [Epub ahead of print].
    • Weller C. (2014) Baby talk comes from moms more than dads, but should parents be talking down at all? Nov. 3 (http://www.medicaldaily.com/baby-talk-comes-moms-more-dads-should-parents-be-talking-down-all-308970).

Юлия Котикович