Украинский Медицинский Журнал
Издательство МОРИОН АПТЕКА online Компендиум Клиническая онкология Работа в медицине и фармации
Украинский Медицинский Журнал
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Кардіохірургія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Мікробіологія
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрофізіологія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Трансфузіологія
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Кардіохірургія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Мікробіологія
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрофізіологія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Трансфузіологія
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Рубрики
  • Спеціальності
  • Академія — дистанційна освіта on-line
  • Актуально
  • Випадок з практики
  • Доказова медицина
  • Історія медицини
  • Клінічні випробування
  • Лікарю-практику
  • Медична етика
  • Медичне право
  • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
  • На стику спеціальностей
  • Належна клінічна практика
  • Наукові дискусії
  • Організація охорони здоров'я
  • Оригінальні дослідження
  • Події та коментарі
  • Редакційна інформація
  • Рецензії
  • Стандарти та протоколи
  • Фармакоекономіка
  • Фахові заходи
  • Акушерство та гінекологія
  • Алергологія та пульмонологія
  • Ангіологія
  • Андрология
  • Анестезіологія та інтенсивна терапія
  • Гастроентерологія
  • Генетична та регенеративна медицина
  • Дерматологія та венерологія
  • Ендокринологія
  • Епідеміологія
  • Імунологія
  • Інструментальна діагностика
  • Інфекційні хвороби
  • Кардіологія, ревматологія
  • Кардіохірургія
  • Медицина невідкладних станів
  • Медичне право
  • Мікробіологія
  • Наркологія
  • Невідкладна допомога
  • Неврологія та психіатрія
  • Нейрофізіологія
  • Нейрохірургія
  • Неонатологія
  • Нефрологія та урологія
  • Онкологія, гематологія
  • Організація охорони здоров'я
  • Ортопедія та травматологія
  • Оториноларингологія
  • Офтальмологія
  • Педіатрія
  • Променева діагностика
  • Профілактична медицина
  • Радіаційна медицина, радіологія
  • Реабілітація
  • Реанімація
  • Сімейна медицина
  • Стоматологія
  • Терапія, загальна практика
  • Трансфузіологія
  • Фармакоекономіка
  • Фармакологія
  • Флебология
  • Фтизіатрія
  • Фтізіатрія
  • Функціональна діагностика
  • Хірургія
Реклама у номері 6(1) (140) – XI/XII 2020
  • Всі новини
2014-10-30 :
  • Лікарю-практику,
  • Події та коментарі

Представители какого пола умнее?

Безшейко В.Г.

  • Издательство «МОРИОН»

Резюме. Анализ данных, взятых из исследований в европейской и американской популяции, по уровню общих знаний у мужчин и женщин

Представители какого пола умнее?Половые различия в когнитивных способностях и уровне интеллекта являются предметом изучения многих нейрофизиологических и психологических исследований. В большинстве своем их результаты сходятся в том, что женщины имеют превосходство в выполнении вербальных заданий (воспроизведение услышанного, понимание написанной или проговоренной информации, взаимоотношений между языковыми концептами и т.д.), а также в скорости восприятия, мужчины, в свою очередь, — в зрительно-пространственных и комплексных вычислительных способностях.

Также существуют научные данные, свидетельствующее о том, что до 15 лет оба пола демонстрируют одинаковые результаты при тестировании уровня интеллекта, но после этого возраста появляются небольшие различия. Такие данные, в частности, предлагают Пауль Ирвинг (Paul Irwing) и Ричард Линн (Richard Lynn) в своем систематическом обзоре и метаанализе 22 исследований, где различия в IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» между студентами мужского и женского пола составили 4–6 баллов в пользу первых.

Отметим, что эта работа, результаты которой опубликованы в 2005 г. в журнале «British Journal of Psychology», и спровоцировала серьезные научные дебаты. Например, Стив Блинкхорн (Steve Blinkhorn), специалист в области психометрии, в этом же году опубликовал статью в журнале «Nature», в которой раскритиковал используемую в систематическом обзоре методологическую базу и подчеркнул, что если бы эти данные были правдивы, то количество женщин, занимающихся наукой, было бы гораздо меньшим. Автор намекнул и на большое представительство женщин в Гарвардском университете, в котором на момент публикации (и по сегодняшний день) пост директора занимает женщина. Кроме того, С. Блинкхорн отметил, что данные о превосходстве мужчин в IQ противоречат консенсусу, существующему уже более 50 лет: единственное различие заключается в том, что у мужчин уровень интеллекта имеет большие вариации от среднего значения, чем у женщин.

В свежем метаанализе трое ученых из Венского университета (Австрия) — Улрих Тран (Ulrich Tran), Агнес Хофер (Agnes Hofer) и Мартин Ворачек (Martin Voracek) — совершили попытку выявления различия между полами в интеллектуальных способностях, но уже не на основании измерения IQ, а оценки «общих знаний», то есть широкодоступных культурно-опосредованных знаний, не требующих глубокого изучения.

Для этого они проанализировали результаты исследований, в которых использовали «General Knowledge Test» (то есть тест для оценки общих знаний — «GKT»). Этот тест состоит из 216 вопросов по 19 различным областям знаний. Все области знаний в тесте сгруппированы в 6 больших доменов: существующее положение дел (политика, финансы, история, открытия, география, спорт), мода (мода, популярная музыка, фильмы), семья (медицина, приготовление пиши), физическое здоровье (биология, игры, спорт), творчество (литература, искусство, классическая музыка) и наука (общие научные знания, история науки).

Анализ результатов 5 исследований, проведенных в Хорватии, Германии, Великобритании и США со средним возрастом участников 15–20 лет, показал, что юноши превосходили девушек по общему баллу, полученному по тесту. В частности, юноши набрали большее количество баллов по всем областям знаний домена «существующее положение дел», а также играм, спорту и общим научным знаниям, а девушки — по домену «мода» и «семья», а также по классической музыке и искусству.

Отметим также, что анализ результатов этого теста подтвердил большую вариативность уровня знаний у мужчин в сравнении с женщинами, то есть количество набранных баллов у женщин приближалось к среднему значению, в то время как многие из мужчин набрали очень много и очень мало баллов.

По мнению ученых, большее количество набранных баллов по тесту у юношей в целом и различия между полами в набранных баллах по различным доменам объясняется, главным образом, различиями в процессе обучения и селекции предметов для более детального изучения в школах и колледжах среди полов. Именно эти два фактора, а также знания, которые передали детям родители, коррелировали с половыми различиями в общих знаниях. Другими словами, различия в том, что следует изучать, а что нет, формируются у мальчиков и девочек не только в школе, но и родителями в дошкольном возрасте. Эти различия и показал тест «GKT».

Таким образом, авторы подчеркивают, что, вероятно, эти различия не биологически обусловлены, а являются результатом социальных ролей мужчин и женщин. Социокультуральные факторы служат своеобразным барьером для академических успехов у женщин, что и выявляют подобные исследования.

    • Blinkhorn S. (2005) Intelligence: A gender bender. Nature, 438: 31–32.
    • Irwing P., Lynn R. (2006) Intelligence: Is there a sex difference in IQ scores? Nature, 442: E1.
    • Irwing P., Lynn R. (2010) Sex differences in means and variability on the progressive matrices in university students: A meta-analysis. British J. Psychology, 96(4): 505–524.
    • Tran U.S., Hofer A.A., Voracek M. (2014) Sex Differences in General Knowledge: Meta-Analysis and New Data on the Contribution of School-Related Moderators among High-School Students. PLoS ONE, 27 October [Epub ahead of print].

Виталий Безшейко

Коментарі
Без коментарів » Додати свій
Залишити коментар

Якщо ви помітили помилку, виділіть текст з помилкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це.
Повний текст статті у форматі pdf
Ключові слова:
интеллект, когнитивные способности, половые различия
Спеціальності:
Неврологія та психіатрія
Перегляди: 1645
Украинский медицинский журнал

Видавництво «Моріон»
Редакція і видавництво: 02140, г. Київ, просп. Бажана 10А
Тел : +380 (44) 585-97-10

Спеціалізоване медичне онлайн-видання для лікарів, молодих фармацевтів, студентів медичних і фармацевтичних вишів.
Обмеження відповідальності

Издательство МОРИОНmorion.ua АПТЕКА onlineapteka.ua Компендиум — справочник лекарств №1compendium.com.ua