Изменения в сетчатке как предиктор изменений в головном мозгу

28 серпня 2014 о 15:04

Группа ученых из Гладстонского института (Gladstone Institutes) и Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF), США, 25 августа 2014 г. опубликовали в «Journal of Experimental Medicine» результаты исследования, в котором изучали лиц с определенными генетическими изменениями, способствующими развитию лобно-височной деменции (ЛВД). По данным авторов, значительное истончение сетчатки у этих людей отмечали до появления когнитивных признаков деменции, в отличие от лиц, не имеющих генетических изменений. Этот факт позволяет предположить, что сетчатка является своего рода «окном в мозг», и ее дегенерация, выявленная у носителей генетических отклонений до проявления когнитивных изменений (ее истончение), является одним из самых ранних признаков ЛВД.

Сетчатка глаза имеет прямую нейронную связь с головным мозгом, поэтому ее изучение является одним из самых простых и доступных способов определения и отслеживания изменений в нейронах.

По мнению руководителя исследования доктора Майкла Уорда (Michael Ward), истончение сетчатки является не только предварительным симптоматическим маркером деменции, но и может использоваться в качестве модели изучения механизмов развития ЛВД. Дальнейшее наблюдение таких пациентов позволит выявить соотношение снижения толщины сетчатки с прогрессированием заболевания. Таким образом, вероятна возможность оценки эффективности проводимого лечения при помощи простой диагностики состояния сетчатки глаза.

В ходе исследования также установлены новые механизмы гибели нейронов при ЛВД. Как и в большинстве сложных неврологических заболеваний, наблюдали ряд изменений в головном мозгу, способствовавших развитию ЛВД. У пациентов с наследственной предрасположенностью к ЛВД в данном исследовании отмечали дефицит белка програнулина, обусловленный нарушением локализации белка TDP-43, в частности его перемещением из ядра нервной клетки в цитоплазму.

Ранее механизмы взаимосвязи нейродегенерации, белков програнулина и TDP-43 были изучены недостаточно. В дальнейших исследованиях с использованием генетической модели ЛВД у мышей выявлено снижение уровня белка TDP-43 в ядре нервной клетки до появления нейродегенеративных признаков, что позволило считать данное снижение причиной гибели клеток мозга и развития ЛВД.

Также отмечено, что уровни белка TDP-43 в ядре клетки регулировались белком Ran. Повышая уровни клеточного белка Ran, ученым удалось повысить уровни белка TDP-43 в ядрах нейронов с дефицитом програнулина и предотвратить их гибель.

Комментируя полученные результаты, авторы отмечают, что оценка изменений сетчатки является не только новым методом ранней диагностики заболевания, но и позволяет определить новые терапевтические мишени для лечения ЛВД.

Gladstone Institutes (2014) Changes in eye can predict changes in brain. Science Daily, 25 August (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/08/140825100037.htm).

Ward M.E., Taubes A., Chen R. et al. (2014) Early retinal neurodegeneration and impaired Ran-mediated nuclear import of TDP–43 in progranulin-deficient FTLD. J. Exp. Med., August 2014 [Epub ahead of print].

Сергей Боровик