Келоидные рубцы: еще один шаг к разгадке

30 травня 2014 о 18:00

Ученые из Клиники Генри Форда в Детройте (Henry Ford Hospital in Detroit), США, выявили не идентифицированные ранее гены, которые могут быть ответственны за образование келоидных рубцов — научное открытие, которое может стать ключом к разгадке тайны развития келоидной ткани и толчком к разработке более эффективного лечения при данной патологии.

По мнению авторов, неопределенность в отношении келоидов обусловлена отсутствием сведений о причине их образования. Однако полагают, что проблема келоидных рубцов включает и генетическую составляющую с учетом данных о корреляции с семейным анамнезом, развитии у близнецов и большей предрасположенности у лиц с темным оттенком кожи.

Результаты исследования представлены на 11-м Международном симпозиуме Американской академии лицевой пластической и реконструктивной хирургии, который проходит 27–31 мая 2014 р. в Нью-Йорке, США.

Келоидные рубцы формируют возвышающиеся над поверхностью, плотные участки кожи, которые могут быть зудящими, чувствительными и болезненными. В отличие от обычных рубцов, келоидные рубцы не рассасываются со временем и часто разрастаются за пределы раневой поверхности.

Образованию келоидных рубцов наиболее подвержены участки кожи в области груди, плеч, верхних частей рук, мочек ушей (после прокалывания), щек. Наименьшая частота образования келоидных рубцов отмечена среди альбиносов, наибольшая — среди лиц с темной кожей, особенно среди афроамериканской популяции.

Терапия при келоидных рубцах включает инъекции гидрокортизона, компрессионные повязки, применение силиконового геля, хирургическую коррекцию, криохирургические методы, лазерную или лучевую терапию. Применяю также методы комбинированного воздействия.

В некоторых случаях отмечают рецидивы образования келоидных рубцов даже после лечения, частота рецидивов составляет 50–100%.

В исследовании использовали 6 образцов келоидной рубцовой ткани и 6 образцов нормальной кожи с предварительно проведенным подробным исследованием профиля генома. В работе идентифицированы 190 статистически значимых участков ДНК, с дальнейшим картированием 152 специфических генов, предположительно связанных с образованием келоидной ткани.

Данные о выявленных 152 генах обработаны с помощью соответствующей компьютерной программы «Ingenuity Pathway Analysis», систематизирующей гены и молекулы, задействованные в одинаковых физиологических функциях или системах регуляции.

Среди 152 генов выявлены 10 генов, демонстрировавших повышение уровня клеточных компонентов и активацию механизмов, характерных для процессов синтеза келоидной ткани.

Таким образом, полученные данные подтвердили наличие определенного генома, ассоциирующегося с физиологическими механизмами, играющими ключевую роль в клеточном функционировании при формировании келоидной ткани.

Авторы полагают, что полученные результаты могут стать шагом на пути совершенствования скрининговых процессов с целью более глубокого понимания патогенеза и молекулярной таргетной терапии при келоидной болезни.

• Henry Ford Health System (2014) Keloid development: New genes identified may unlock its mystery. ScienceDaily, May 29 (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/05/140529142400.htm).

Ольга Федорова