Почему рак молочной железы метастазирует в легкие?

28 квітня 2014 о 14:05

В ходе исследования канадских ученых из Университета Западного Онтарио (Western University) и Научно-исследовательского института здравоохранения Лоусона (Lawson Health Research Institute), США, установлены причины частого метастазирования рака молочной железы в легкие.

Рак молочной железы занимает 1-е место среди всех диагностированных злокачественных новообразований и 2-е место — среди всех онкоассоциированных случаев смертности в Северной Америке. При ранней диагностике своевременно проведенная химио- и лучевая терапия обеспечивает высокую эффективность специфического лечения, однако при распространении процесса за пределы органа все протокольные схемы лечения оказываются неэффективными. В частности, легкие — наиболее распространенный и наиболее неблагоприятный локус метастазирования при раке молочной железы, оказывающий существенное воздействие на качество жизни пациенток и их выживаемость.

В предыдущих работах ученых в опытах на лабораторных животных установлена ассоциация метастазирования, в частности в легочную ткань, со специфическим типом раковых клеток — стволовыми клетками опухоли молочной железы. В настоящей работе, результаты которой опубликованы онлайн в журнале «Neoplasia», ученые разработали инновационную симулирующую ex vivo систему, которая способна моделировать для органов различные варианты внешней среды. Установлено, что стволовые клетки опухоли молочной железы обладают специ­фическими свойствами мигрировать и размножаться в легкие. Идентифицированы специфические механизмы взаимодействия стволовых клеток опухоли молочной железы и белка легочного происхождения, блокирование которых может способствовать подавлению метастатического процесса при раке молочной железы.

Со слов ученых, в теории метастазирования опухолей существует гипотеза «семени и почвы» — по аналогии с созревшим одуванчиком, когда его семена рассеиваются повсеместно, однако произрастают далеко не везде, а только в идеальной почве, богатой необходимыми питательными веществами, поддерживающими выживание семени в незнакомой окружающей среде. В ситуации с метастазами опухолевые клетки («семена») обладают рядом врожденных свойств, определяющих их агрессивность и способность к метастазированию. В то же время различные органы («почва») обладают факторами-аттрактантами для раковых клеток, поддерживая их выживание в незнакомой среде и дальнейший рост с образованием метастатической опухоли. На раковых клетках проведено огромное количество исследований, поскольку они доступны для изучения, однако мало кто из исследователей проник в суть понимания фактора «почвы». Авторам удалось открыть специ­фические белки, синтезируемые в легких, которые, по-видимому, взаимодействуют со стволовыми раковыми клетками молочной железы и создают таким образом идеальные условия для прогрессирующего роста раковых клеток в легких.

В перспективе клиническое применение полученных данных может существенно повысить эффективность противораковой терапии, а также стать основой для будущих клинических исследований по изучению предрасположенности к метастазированию в легкие при повышенном уровне стволовых раковых клеток в первичной опухоли молочной железы, а также преимуществ раннего выявления повышенного уровня специфических клеток в опухоли для улучшения клинических исходов заболевания.

• Chu J.E., Xia Y., Chin-Yee B. et al. (2014) Lung-Derived Factors Mediate Breast Cancer Cell Migration through CD44 Receptor-Ligand Interactions in a Novel Ex Vivo System for Analysis of Organ-Specific Soluble Proteins. Neoplasia, 16(2): 180–IN27.
    • University of Western Ontario (2014) Why does breast cancer often spread to the lung? Experts explain. ScienceDaily, April 24 (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/04/140424125305.htm).

Ольга Федорова