Выявлены генетические факторы, влияющие на развитие синдрома поликистозных яичников

23 квітня 2014 о 10:04

В ходе нового исследования ученые из Университета Миссури (University of Missouri), Колумбия, США получили результаты, которые потенциально могут изменить принципы профилактики, диагностики и лечения синдрома поликистозных яичников (СПКЯ). Исследователи выявили, что определенный вариант генов способствует активации клеток яичников, что приводит к гиперпродукции андрогенов — гормонов, подобных тестостерону, которые и являются основной причиной развития СПКЯ. Результаты работы были опубликованы онлайн в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».

На сегодняшний день СПКЯ является главной причиной женского бесплодия и одной из наиболее распространенных эндокринопатий, он диагностируется у 5–7% женщин репродуктивного возраста. У пациенток отмечается гиперандрогенемия, ановуляция, характерная морфологическая картина яичников, отличающаяся наличием небольших фолликулярных кист. Наряду с изменением уровня андрогенов, у пациенток наблюдаются признаки инсулинорезистентности, они отмечают повышенный рост волос на лице и на теле, возникновение угревой сыпи. Существует мнение, что основным источником повышенного уровня андрогенов являются тека-клетки — клетки, выстилающие внутреннюю поверхность фолликулов яичника. В ходе предыдущих исследований ученые определили, что изолированная культура тека-клеток, полученных от пациенток с СПКЯ, продуцирует большее количество гормонов, чем культура клеток, изъятая у здоровых женщин.

Известно, что данная патология является гетерогенной, однако существуют доказательства того, что большой вклад в ее развитие вносит генетическая предрасположенность. Несмотря на оправданные предположения о наличии аутосомно-доминантного наследования, в данном случае, скорей всего, имеет место полигенная модель. Всем попыткам объяснить эту модель наследования мешает наличие неполной пенетрантности, эпигенетических изменений и влияние факторов внешней среды. В ходе предыдущих исследований ученые оценили множество возможных генетических ассоциаций, однако статистически значимых результатов не получено.

В данной работе исследователи изучали ген DENND1A, который содержит информацию, необходимую для синтеза белка тека-клетками. Для проведения данного исследования ученые путем манипулирования с тека-клетками произвели множество экспериментов для определения роли варианта гена DENND1A, названного DENND1A. V2, в развитии изучаемой патологии. Оказалось, что у здоровых участниц воздействие на тека-клетки приводило к повышению экспрессии DENND1A, а у пациенток с СПКЯ — к повышению экспрессии DENND1A V2. К тому же ученые подчеркнули, что данный вариант гена присутствует и в других клетках, продуцирующих андрогены, например, в тканях яичек и некоторых видах опухолях надпочечников. Кроме того, ученые выявили, что уровень мРНК для протеинов DENND1A V2 был выше у участниц с СПКЯ.

Автор исследования доктор Жан МакАллистер (Jan McAllister) отметил, что в настоящее время специалисты испытывают трудности при диагностировании СПКЯ, особенно если речь идет о подростках. Возможно, результаты данного исследования станут основой для разработки скрининговых тестов, направленных на раннее выявление патологии, что поможет привести к повышению эффективности лечения.

• Dovey D. (2014) Discovery of gene linked to pcos may lead to better prevention, diagnosis, and treatment. Medicaldaily, Apr. 15 (http://www.medicaldaily.com/discovery-gene-linked-pcos-may-lead-better-prevention-diagnosis-and-treatment-276836).
    • McAllistera J.M., Modic B., Miller B.A. et al. (2014) Overexpression of a DENND1A isoform produces a polycystic ovary syndrome theca phenotype. PNAS, Apr. 15 [Epub ahead of print].