Вид математических формул активирует те же зоны головного мозга, что и произведения искусства

17 лютого 2014 о 12:09

В ходе нового исследования, результаты которого опубликованы онлайн в журнале «Frontiers in Human Neuroscience», ученые Лаборатории нейробиологии Университетского колледжа Лондона (University College London — UCL), Великобритания, выявили, что у профессионалов вид математических формул может повышать активность зон мозга, отвечающих за эмоциональное состояние. Исследователи отметили, что эти изменения происходят на основе перцептивных процессов.

В окружающем мире много источников прекрасного, в основе понимания которых лежит чувственный опыт, — это и красивые лица, и живописные пейзажи, и захватывающие музыкальные произведения. Однако есть и другие — высокоинтеллектуальные объекты красоты. Так, математики, описывая математические формулы, часто используют эмоциональные выражения, сравнивая их внешний вид с величайшими произведениями искусства. Искусство и математика представляются абсолютными противоположностями — первое оценивается исключительно на основе чувственного опыта, в то время как второе — познавательный интеллектуальный источник.

Цель данной рабы — оценка активности мозга профессиональных математиков при виде формул и уравнений.

В ходе работы ученые просили 60 математиков (в возрасте 22–32 года) рассматривать математические формулы. Им предложили на досуге посмотреть на 60 математических формул и, основываясь на личных ощущениях, оценить их красоту по определенной шкале от –5 (безобразно) до +5 (прекрасно). Среди представленных формул наиболее красивыми названы математические уравнения Леонарда Эйлера, Пифагора и Коши — Римана. Так, некоторые участники отметили, что уравнение Л. Эйлера, в котором связаны 5 фундаментальных математических констант с тремя основными арифметическими операциями, можно сравнить с монологом из трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет», а вид условий Коши — Римана вызывает ощущение восторга.

Через 2 нед математикам еще раз продемонстрировали формулы во время проведения функционального магнитно-­резонансного исследования. Оказалось, что при взгляде на «красивую» формулу в головном мозгу математиков активировалась орбитофронтальная кора — зона, ответственная за эмоциональное состояние.

Руководитель исследования, доктор Семир Зеки (Semir Zeki), отметил, что для большинства людей математические формулы выглядят недоступно, однако для профессионалов они могут представляться квинтэссенцией красоты. Красота формулы может проявляться в ее простоте, симметричности или выражении непреложной истины. Например, для Платона абстрактные математические выражения являлись вершиной красоты.

Ученые отметили, что уровень активности изучаемых зон мозга сильно связан с тем, насколько красивым человеку кажется представленный объект, даже в том случае, если последний предельно абстрактен. Этот вывод может помочь в изучении эстетики, а именно в поиске ответа на вопрос: могут ли эстетические переживания быть оценены количественно.

• University College London — UCL (2014) Mathematical beauty activates same brain region as great art or music. ScienceDaily, February 12 (www.sciencedaily.com/releases/2014/02/140212183557.htm).
    • Zeki. S., Romaya J.P., Benincasa D.M.T. et al. (2014) The experience of mathematical beauty and its neural correlates. Frontiers in Human Neuroscience, February 13 [Epub ahead of print].