Подушка безопасности в автомобиле может стать причиной тяжелого повреждения сердца и даже смерти

20 січня 2014 о 17:05
5615

Авторы нового исследования предупреждают кардиологов и остальных практикующих врачей о возможности «скрытых повреждений» у лиц, пострадавших в автомобильной аварии, вследствие срабатывания подушки безопасности.

Смягчая удар при столкновении, подушки безопасности спасают множество жизней, однако они же могут послужить причиной повреждения сердца, легких, магистральных сосудов и даже смерти, особенно если водитель и пассажиры не пользуются ремнями безопасности и при быстром торможении.

К таким выводам пришли американские исследователи во главе с Рами Кузамом (Rami Khouzam) из Медицинского научного центра Университета Теннеси (University of Tennessee Health Science Center), Мемфис, США, проанализировав 57 обзоров, проспективных исследований и сообщений о случаях из клинической практики за период 1970–2013 гг.

При этом у пострадавшего может не быть никаких внешних повреждений — гематом или ссадин, а признаки травмы сердца, в том числе тяжелой, могут проявиться спустя некоторое время после инцидента. К числу таких повреждений относятся расслаивающая аневризма или разрыв аорты, травма трехстворчатого клапана, разрыв правого предсердия, инфаркт миокарда, отрыв створок клапана аорты, тампонада сердца и гемоперикард.

Правый желудочек находится непосредственно позади грудины, потому именно на него подушка безопасности оказывает максимальное воздействие. Высокая частота разрыва правого предсердия объясняется тонкостью его стенки.

Также следует учесть риск перелома ребер и грудины, дебюта или экзацербации бронхиальной астмы, ингаляционного химического пневмонита вследствие вдыхания побочных продуктов химической реакции, при которой из порошка азида натрия высвобождается газ азот, надувающий подушку безопасности. Если подушка безопасности разрывается, происходит выброс щелочных соединений, что может привести к химическим ожогам.

Как врачам, так и широкой общественности, следует знать, что подушка безопасности предназначена исключительно для сочетанного использования с ремнем безопасности. Более серьезные травмы можно получить, располагаясь на расстоянии <10 дюймов (>25,4 см) от того места, где будет развернута подушка безопасности. Кроме того, в некоторых случаях эту опцию лучше отключить — например, когда на переднем пассажирском сидении едет ребенок или человек низкого роста. Хотя современные производители систем безопасности для автомобилей учитывают эти факторы, однако даже с учетом применения новейших технологий вышеуказанные травмы отнюдь не редкость.

Диагностика таких повреждений зачастую затруднительна вследствие отсутствия внешних повреждений и боли в грудной клетке, потому врачам следует обратить особое внимание при обследовании пациентов, получивших тупую травму грудной клетки вследствие срабатывания подушки безопасности. При появлении даже у пациентов молодого возраста жалоб на боль в грудной клетке сразу или спустя некоторое время после аварии необходимо исключить тупую травму сердца и магистральных сосудов. В этой ситуации выявить повреждение поможет трансторакальная эхокардиография, может быть оправдано и применение коронарной ангиографии.

    • Busko M. (2014) Airbag deployment can cause ‘hidden’ cardiac injuries. Heartwire, January 17 (www.medscape.com/viewarticle/819375).
    • Khouzam R.N., Al-Mawed S., Farah V. et al. (2014) Next-generation airbags and the possibility of negative outcomes due to thoracic injury. Can. J. Cardiol., January 09 [Epub ahead of print].

Алина Жигунова