Чтение изменяет структуру головного мозга

13 січня 2014 о 10:51

Большинство людей могут назвать, по меньшей мере, одно художественное произведение, которое, по их мнению, оказало большое влияние на их образ мыслей и даже жизни. Ученые из Университета Эмори (Emory University), Атланта, США, в ходе нового нейробиологического исследования нашли объяснение этому факту. Оказалось, что такие ощущения связаны с наличием биологических изменений в головном мозгу, которые возникают после прочтения художественного произведения и могут быть зарегистрированы в течение некоторого времени. Результаты исследования опубликованы в журнале «Brain Connectivity».

Нейрофизиолог Грегори Бернс (Gregory Berns), руководитель данного исследования, отмечает, что чтение рассказов и повестей формирует жизнь человека и в некоторых случаях позволяет лучше понять себя. Цель данной работы — изучение процесса влияния литературы на структуру головного мозга. Для этого ученые с помощью функционального магнитно-резонансного исследования (фМРИ) идентифицировали устоявшиеся нейронные связи, ассоциированные с чтением художественной литературы. Они отметили, что большинство предыдущих исследований было сфокусировано на изучении влияния чтения коротких рассказов на когнитивные процессы, непосредственно в момент чтения.

Участниками исследования продолжительностью 19 дней стал 21 волонтер в возрасте 19–27 лет. Все они читали написанное в 2003 г. произведение Роберта Харриса «Помпеи», сюжет которого основан на реальных событиях — извержении вулкана Везувий в Италии в античные времена. Главный герой романа обращает внимание на необычное поведение вулкана и пытается вовремя вернуться в Помпеи, чтобы спасти любимую.

В течение первых 5 дней исследования участники каждое утро в состоянии покоя проходили фМРИ. Затем их попросили в течение 9 дней каждый вечер читать указанное произведение в среднем по 30 страниц. После прочтения книги, успешность которого ученые проверяли с помощью тестирования, участники вновь проходили фМРИ в состоянии покоя.

Оказалось, что после чтения у участников увеличивалось количество нейронных связей в левой височной доле коры головного мозга — области, связанной с восприятием языка. Поскольку фМРИ участники проходили в состоянии покоя, ученые склонны считать такое увеличение «теневой активностью», схожей с мышечной памятью. Кроме того, увеличение количества связей наблюдалось и в пределах центральной борозды, в местах расположения первичных сенсорных и моторных областей головного мозга. Деятельность нейронов этих областей связана с созданием образа ощущений тела — явлением, известным как обоснованное познание (например при мысли о беге можно зафиксировать активизацию нейронов, связанных с выполнением физической активности).

Авторы отмечают, что выявленные нейронные изменения, связанные с движением и физическими ощущениями, свидетельствуют о том, что мозг реагирует на действия главного героя так, как реагировал бы на то же поведение читателя в реальной жизни. Давно известно, что хорошо написанное художественное произведение может помочь человеку почувствовать себя в роли героев. Теперь же, отмечают ученые, получены доказательства наличия биологического основания таким ощущениям. Остается неясным: насколько долгосрочны подобные изменения? Однако тот факт, что их можно выявить в течение нескольких дней, означает, что наиболее любимые художественные произведения действительно могут оказывать значительное влияние на структуру головного мозга.

• Emory Health Sciences (2014) A novel look at how stories may change the brain. ScienceDaily, January 03 (http://www.sciencedaily.com /releases/2014/01/140103204428.htm).
    • Gregory B.S., Blaine K., Prietula M. J. et al. (2014) Short- and Long-Term Effects of a Novel on Connectivity in the Brain. Brain Connectivity, 3(6): 590–600.