Биологические эффекты сукралозы — популярного искусственного сахарозаменителя

23 грудня 2013 о 17:41
Спеціальності :

В новом обзоре, опубликованном в «Journal of Toxicology and Environmental Health», ученые Национального института здравоохранения США (National Institutes for Health — NIH) представили обобщенные данные о биологических эффектах сукралозы — искусственного подсластителя, широко используемого в пищевой промышленности во всем мире. В основу обзора легли сотни исследований, посвященных данному вопросу.

Сукралоза — синтетический органо­хлористый подсластитель. Несмотря на то что его применяют для производства диетических продуктов и напитков, вопросы, касающиеся его биологических эффектов, и, следовательно, влияния на состояние здоровья человека, недостаточно изучены. Именно их, в ходе составления обзора, рассмотрели более детально исследователи Сузанна С. Шиффман (Susan S. Schiffman) и Кристина И. Розер (Kristina I. Rother).

В число этих вопросов вошли следующие:

1. Влияние сукралозы на транспорт глюкозы и другие показатели, влияющие на регуляцию массы тела.

Известно, что изучаемый подсластитель изменяет интерстициальный транспорт глюкозы и модулирует физиологические механизмы регуляции массы тела путем взаимодействия с вкусовыми рецепторами, усиления секреции инсулина и влияния на гипоталамус. В ходе предыдущих исследований установлено, что сукралоза in vitro способствует синтезу глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), а употребление здоровыми людьми и больными сахарным диабетом 2-го типа напитков, в состав которых входит данный сахарозаменитель, приводит к повышению у них секреции ГПП-1. Данный гормон синтезируется в кишечнике и индуцирует глюкозозависимую стимуляцию инсулина, снижает уровень образования глюкагона в печени, увеличивает время опорожнения желудка и усиливает ощущение сытости. В ходе небольшого исследования, участницами которого были женщины с ожирением, ученые доказали, что сукралоза приводит к повышению уровня глюкозы и инсулина у данных пациентов, что способствует дальнейшему увеличению массы тела и развитию сахарного диабета.

2. Влияние сукралозы на биодоступность лекарственных препаратов и процессы их пресистемной элиминации.

В ходе ряда фармакокинетических исследований, участниками которых были как лабораторные животные, так и люди, выявлено, что данный подсластитель практически не абсорбируется в желудочно-­кишечном тракте и выводится в неизмененном виде. Учитывая амфифильность молекулы сукралозы, полученные результаты оказались крайне неожиданными, что позволило ученым высказать предположение об активной ее рециркуляции в просвете кишечника посредством эффлюкс-транспортера Р-гликопротеина и/или метаболизма интерстициальным цито­хромом Р450. Р-гликопротеин и цитохром Р450 являются ключевыми компонентами процессов пресистемной элиминации лекарственных веществ. Однако наличия подобного влияния сукралозы на метаболизм медикаментозных препаратов в организме человека не выявлено.

3. Безопасность метаболитов сукралозы.

В ходе тонко­слойной хроматографии получены данные, противоречащие теории о биологической интактности сукралозы. Так, при исследовании метанольных фекальных экстрактов, полученных после употребления изучаемого подсластителя людьми и лабораторными животными, выявлено наличие как минимум двух метаболитов. Однако идентифицировать их и определить их биологическую роль на данный момент не удалось.

4. Влияние сукралозы на бактериальную микрофлору.

В ходе первых исследований, целью которых было изучение биологических эффектов сукралозы, установлено, что данный сахарозаменитель не используется в качестве источника углерода ни бактериями ротовой полости, ни микроорганизмами окружающей среды. Однако позже ученые обратили внимание, что у крыс, в корм которых ежедневно добавляли сукралозу, изменялся количественный и качественный состав кишечной микрофлоры. Так, у лабораторных животных отмечено диспропорциональное уменьшение количества лакто- и бифидобактерий, и практически не изменялось количество энтеробактерий. Последствия приема сукралозы нивелировались лишь спустя 3 мес после ее отмены. С другой стороны, в одном из недавних исследований доказано, что изучаемый подсластитель обладает антимикробной активностью в отношении двух микроорганизмов ротовой полости, причастных к развитию болезней периодонта.

5. Вопрос потенциальной токсичности долгосрочного употребления сукралозы.

Несколько десятилетий назад in vitrо проведены генотоксические исследования, доказывающие слабую мутагенную способность подсластителя в отношении развития лимфомы у мышей. В последующие годы ученые отметили, что сукралоза способна вызывать повреждения ДНК клеток желудочно-кишечного тракта мышей, а при ее термической обработке может образоваться потенциально токсическое вещество.

В заключение авторы обзора подчеркивают, что во всех странах допустимый уровень искусственных сахарозаменителей, в том числе сукралозы, регулируется нормативными документами о применении пищевых добавок. При этом данные вещества не проходят исследования относительно их возможного взаимодействия с ферментативными системами, метаболизирующими лекарственные препараты. Они исследуются токсикологически и тератогенетически, однако менее пристально, чем лекарства. Учитывая тот факт, что сукралоза, как и некоторые другие продукты, оказывает влияние на систему элиминации химических препаратов, ученые считают необходимым маркировать ингредиенты, основываясь на их фармакокинетических параметрах и биологической активности, для обеспечения безопасности питания всех групп населения.

• Schiffman S.S., Rother K.I. (2013) Sucralose, a synthetic organochlorine sweetener: overview of biological issues. J. Toxicol. Environ. Health B. Crit. Rev., 16(7): 399–451.
    • Taylor & Francis (2013) Open Access Article on Biological Effects of the Popular Artificial Sweetener Sucralose. ScienceDaily. December 12 (http://www.sciencedaily.com /releases/2013/12/131212095900.htm).