Окситоцин определяет уровень социальной активности

20 вересня 2013 о 09:56

Ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), США, в ходе нового исследования выявили, что окситоцин — гормон, который часто называют «гормоном любви», поскольку он играет главную роль в формировании эмоциональной связи между матерью и ребенком и возникновении половой привязанности, — на самом деле оказывает влияние и на другие социальные взаимодействия.

Окситоцин постоянно находится в зоне пристального внимания ученых. Так, в некоторых исследованиях доказано, что под его воздействием происходит повышение активности зон головного мозга, отвечающих за ощущение награды и поощрения. В 1970-х годах биологи отметили, что прилежащее ядро головного мозга у мышей-полевок, создающих пару на всю жизнь, чрезвычайно богато окситоциновыми рецепторами. Инактивация данных рецепторов приводит к нарушению моногамного поведения. У других же животных, не склонных к моногамии, рецепторов окситоцина в прилежащем ядре намного меньше, чем у мышей-полевок. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что образование пары — это особый вид социального взаимодействия, основанный на количестве рецепторов окситоцина в определенной зоне головного мозга. Однако, что стимулирует более крупные группы животных к типам поведения, свойственным всем млекопитающим, — сотрудничеству, альтруизму, или даже игре, — оставалось загадкой, поскольку у большинства видов рецепторы окситоцина в прилежащем ядре головного мозга отсутствуют.

Автор исследования доктор Роберт Маленка (Robert Malenka) в течение двух десятилетий изучал структуры мозга, ответственные за ощущение награды, — отдельные участки, которые определяют удовольствие при совершении каких-либо действий, таких как поиск пищи, переход ко сну при ощущении усталости или в ответ на патологические стимулы, например, при употреблении наркотических веществ. Система «награды» развивалась для того, чтобы поддерживать виды поведения, способствующие выживанию популяции.

В ходе данного исследования ученые для изучения сложной нейрофизиологической роли окситоцина в социальных взаимодействиях сосредоточились на биохимических процессах, происходящих в прилежащем ядре головного мозга, который часто условно называют «центром удовольствия». Данная работа проведена на лабораторных животных. Учитывая, что всем живым существам нравится пребывать там, где им приятно находиться, исследователи, изучая социальные взаимодействия, использовали стандартный показатель, условно называемый «место предпочтения». Они помещали мышь в клетку, разделенную на две части и на 24 ч оставляли ее в первой части вместе с другими животными, а затем перемещали животное в другую часть клетки и оставляли в одиночестве на сутки. На 3-й день перегородку между частями убирали, и мышь могла свободно перемещаться по всей клетке. Чаще всего мышь предпочитала проводить больше времени в той части клетки, в которой она находилась вместе с другими животными. Ученые выявили, что инактивация рецепторов окситоцина оказывала значительное влияние на социальную активность животного и не влияла ни на какие другие черты поведения.

В следующей серии экспериментов ученые изучали месторасположение рецепторов окситоцина в различных участках головного мозга. Так, они выявили такие рецепторы в дорсальном ядре шва, в котором к тому же синтезируется серотонин. Стало известно, что стимулировать прилежащее ядро может не только окситоцин, который, как и любой другой гормон, присутствует в общем круге кровообращения, но и тот, который синтезируется в гипоталамусе — мультифункциональной структуре среднего мозга — и непосредственно по нервным волокнам поступает в дорсальное ядро шва. Там он связывается со специфическими рецепторами, что приводит к высвобождению серотонина — основного биологически активного компонента «зоны награды и удовольствия». Серотонин способствует изменению активности других нервных волокон, заканчивающихся в предлежащем ядре, что приводит к возникновению изменений в данном ядре и появлению чувства радости.

Существует как минимум 14 подтипов серотониновых рецепторов. Исследователи определили, какой из них играет важнейшую роль в механизмах социального взаимодействия. Препараты, селективно воздействующие именно на этот подтип рецептора, клинически недоступны, однако ученые надеются, что данное исследование заставит взглянуть на них как на потенциально эффективное средство в лечении аутизма и других неврологических нарушений, при которых наблюдается нарушение социального взаимодействия.

Р. Маленка отмечает, что пациенты с расстройствами аутического спектра не испытывают удовольствия от общения с другими людьми, любые социальные взаимодействия для них могут быть крайне болезненными. Поэтому при планировании данного исследования ученые поставили перед собой вопрос о том, какая структура мозга отвечает за чувство радости при общении с друзьями. Некоторые генетические данные свидетельствуют о том, что в некоторой степени недостаток социальных взаимодействий при аутизме может быть окситоцинзависимым. Так, отдельные вариации гена, который кодирует информацию о рецепторе данного гормона, связывают с повышенным риском развития аутизма.

Авторы исследования полагают, что результаты, полученные в эксперименте на мышах, можно с высокой степенью вероятности экстраполировать и на человеческую популяцию, так как зоны головного мозга, отвечающие за ощущение награды и удовольствия, сохраняются неизменными в течение миллионов лет эволюции. Кроме того, они надеются, что данная работа может быть полезной при разработке концепции эволюционного наследия.

Dölen G., Darvishzadeh A., Huang K.W. et al. (2013) Social reward requires coordinated activity of nucleus accumbens oxytocin and serotonin. Nature, September 11 [Epub ahead of print].

Stanford University Medical Center (2013). «Love hormone» may play wider role in social interaction than previously thought. ScienceDaily, September 11 (www.sciencedaily.com /releases/2013/09/130911131955.htm).