Флавоноиды сельдерея и артишока эффективны при раке поджелудочной железы

21 серпня 2013 о 14:12
2097
Спеціальності :

Сельдерей, артишок и некоторый пряные травы, в частности орегано, содержащие апигенин и лютеолин, способны приводить к гибели пораженных раком клеток поджелудочной железы за счет ингибирования ключевых ферментов — к такому выводу в ходе нового исследования пришли ученые из Иллинойского университета (University of Illinois), Чикаго, США.

Рак поджелудочной железы является чрезвычайно агрессивной онкологической патологией и редко выявляется до метастазирования. Он занимает 4-е место среди причин онкологической смерти, а показатель общей 5-летней выживаемости при этом заболевании составляет всего 6%. Поэтому цель данного исследования — оценка влияния флавоноидов апигенина и лютеолина на антипролиферативный эффект химиотерапевтических препаратов, доставляемых в клетки рака поджелудочной железы человека, и изучение потенциального молекулярного механизма действия — особо актуальна на сегодняшний день.

В ходе работы, проведенной in vitro, ученые выявили, что апигенин ингибирует фермент гликогенсинтазу 3β (GSK-3β), что приводит к снижению синтеза антиапоптозных генов в раковых клетках поджелудочной железы. В одной из линий раковых клеток до обработки их флавоноидом количество клеток, подвергавшееся апоптозу — запрограммированной гибели клетки при повреждении ее ДНК — составило 8,4%, а после обработки — 43,8%. Препараты химиотерапии в данном случае не применяли. Кроме того, исследователи выяснили, что лечение с помощью флавоноидов модифицирует экспрессию некоторых генов, в частности генов, ассоциированных с синтезом провоспалительных цитокинов, в том числе интерлейкина 17s.

Автор исследования доктор Эльвира де Меджиа (Elvira de Mejia) отметила, что несмотря на то что апигенин сам по себе способен индуцировать гибель двух наиболее агрессивных линий клеток рака поджелудочной железы, наилучшие результаты получены при обработке клеток не только данным флавоноидом, но и химиотерапевтическим препаратом гемцитабином. Важным моментом являлось применение флавоноидов до основного лечения, а не одновременно с ним. Несмотря на то что полученные результаты выглядят несколько противоречивыми, исследователи отмечают, что применение флавоноидов одновременно с лекарственными препаратами значительно снижает терапевтический эффект последних. Это происходит из-за того, что и первые, и вторые действуют как антиоксиданты, и при сочетанном введении могут конкурировать друг с другом.

Ученые полагают, что данное исследование является первым шагом в изучении потенциальной антираковой активности апигенина. Они отмечают, что пациенты с раком поджелудочной железы вряд ли способны употреблять ежедневно большое количество продуктов, богатых изучаемыми флавоноидами, для достижения достаточного уровня их в плазме крови. Поэтому следующим важным этапом будет создание специальных препаратов, которые способствовали бы быстрому созданию их терапевтической концентрации.

Рассматривая вопросы профилактики данного заболевания, ученые отмечают, что регулярное употребление фруктов и овощей, несомненно, приведет к постоянному присутствию в организме биоактивных флавоноидов и снижению риска развития раковой патологии.

Johnson J.L., Gonzalez de Mejia E. (2013) Flavonoid apigenin modified gene expression associated with inflammation and cancer and induced apoptosis in human pancreatic cancer cells through inhibition of GSK-3β/NF-κB signaling cascade. Molecular Nutrition & Food Research, August 15 [Epub ahead of print].

Johnson J.L., Gonzalez de Mejia E. (2013) Interactions between dietary flavonoids apigenin or luteolin and chemotherapeutic drugs to potentiate anti-proliferative effect on human pancreatic cancer cells, in vitro. Food and Chemical Toxicology; 60: 83–91.

University of Illinois College of Agricultural, Consumer and Environmental Sciences (2013) Celery, artichokes contain flavonoids that kill human pancreatic cancer cells. ScienceDaily, August 15 (www.sciencedaily.com /releases/2013/08/130815172358.htm).