Новый класс препаратов для лечения при раке предстательной железы

30 травня 2013 о 11:14
Спеціальності :

Учеными из Медицинского центра Юго-Западного Техасского университета (University of Texas Southwestern Medical Center), Даллас, США, представлены данные о разработке нового класса препаратов для лечения при раке предстательной железы. Механизм действия нового препарата заключается в блокировании патологической сигнальной активности рецепторов андрогена (РА), стимулирующей рост раковых клеток предстательной железы.

Рост раковых клеток предстательной железы обусловлен активностью РА под воздействием мужских половых гормонов (тестостерона и др.). В настоящее время пациенты с распространенным раком предстательной железы с целью подавления роста опухоли получают специфическую терапию препаратами, воздействующими на синтез мужских половых гормонов и блокирующими РА.

К сожалению, указанная терапия является неэффективной, и пациенты неизбежно умирают, поскольку сохраняется сигнальная активность РА, стимулирующая рост опухоли.

По данным исследования, результаты которого опубликованы онлайн в «Nature Communications», разработан механизм блокирования патологической сигнальной активности РА путем применения нового класса фармакологически активных веществ под названием «пептидомиметики». Новые соединения созданы с помощью генной инженерии и представляют собой протеиноподобную цепочку, имитирующую белки, которые являются ключевыми для активации патологических функций РА. Пептидомиметики блокируют активность рецепторов даже в присутствии мужских половых гормонов, воздействуя на разные его участки, ответственные за связывание с гормонами.

По мнению авторов-разработчиков, новый класс препаратов сможет эффективно подавлять патологическую сигнальную активность РА и таким образом способствовать повышению выживаемости мужчин с данной патологией.

Ученые сравнивают механизм действия нового соединения с механизмом «ключ — замок». При раке предстательной железы РА («замок») активируются мужскими половыми гормонами («ключ»), что способствует пролиферации раковых клеток.

При раке предстательной железы, несмотря на терапевтическое целевое воздействие лекарственных препаратов как на «замок» (рецепторы), так и на «ключ» (синтез гормонов), в организме могут синтезироваться аберрантные «ключи», способные открывать даже запертый «замок», или мутировавшие «замки», которые ничего не запирают, что способствует клеточной пролиферации на фоне проводимой противоопухолевой терапии.

Пептидомиметики вместо блокады РА и подавления продукции половых гормонов изолируют систему «ключ — замок» от сигнального механизма РА, активирующего пролиферацию раковых клеток. Таким образом, даже при активированных РА раковые клетки опухоли предстательной железы изолированы от поступ­ления «пролиферативных» сигналов и прекращают свой рост.

Терапевтическая активность новых соединений изучена на мышах и культурах опухолевой ткани человека. Новый класс препаратов продемонстрировал отсутствие токсических эффектов и выраженную способность подавлять сигнальную активность РА в раковых клетках.

Полученные результаты являются обнадеживающими в отношении потенциала применения пептидомиметиков в новых терапевтических схемах лечения мужчин с распространенным раком предстательной железы.

Для проведения клинических исследований с участием людей необходимы дополнительные лабораторные исследования по изучению воздействия пептидомиметиков на пролиферацию раковых клеток.

Большинство лекарственных препаратов, применяемых в настоящее время для лечения пациентов с раком предстательной железы, повышают выживаемость на 3–4 мес. Новый класс препаратов может стать обнадеживающей терапевтической альтернативой для пациентов с отсутствием эффекта от ранее проводимой стандартизованной терапии.

Открытие нового соединения ознаменовало собой создание первого в своем классе лекарственного агента, воздействующего на ключевые белковые взаимодействия в процессе активации клеточного роста опухоли. По мнению ученых, в будущем пептидомиметики смогут быть эффективными в отношении целого ряда клеточных и органных патофизиологических процессов, присущих онкологическим заболеваниям.

Ravindranathan P., Lee T.-K., Yang L. et al. (2013) Peptidomimetic targeting of critical androgen receptor–coregulator interactions in prostate cancer. Nature Communications, 4: 1923.

UT Southwestern Medical Center (2013) Novel class of drugs for prostate cancers. ScienceDaily, May 29 (www.sciencedaily.com­ /releases/2013/05/130528122514.htm).

Ольга Федорова