Компоненты экстракта корицы способны предупредить болезнь Альцгеймера

24 травня 2013 о 19:13

Может ли популярная во всем мире пряная специя специфичес­кого красно-коричневого цвета с неповторимым ароматом раскрыться для человечества новыми полезными свойствами? Корица — пряность, часто используемая в выпечке кондитерских изделий, — похоже, может оказаться эффективным средством предупреждения или отсрочки развития болезни Альцгеймера (БА).

К такому мнению пришли ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California — Santa Barbara), США, в ходе исследования, результаты которого опубликованы онлайн 23 мая 2013 г. в Journal of Alzheimer’s Disease.

БА — нейродегенеративное заболевание с прогрессирующим течением и ухудшением клинического состояния по мере гибели клеток мозга — является наиболее распространенной формой деменции. На сегодняшний день не существует эффективного лечения болезни, кроме того, не идентифицирована основная причина возникновения БА.

Вместе с тем, согласно полученным данным, два компонента активного экстракта корицы — циннамальдегид и эпикатехин — проявили многообещающие эффекты по возможности предупреждения развития БА. Соединения из коричного экстракта проявили активную способность предупреждать образование фибриллярных «клубков» в клетках мозга, характерных для БА.

Тау-протеин — белок, играющий важную роль в формировании структуры нейрона и выполнении его функций, признан ответственным за указанную микротубулярную агрегацию внутри нейрона при БА. Основной проблемой при этом заболевании является агрегация тау-протеина. Патологическая модификация тау-протеина — гиперфосфорилирование, окисление и гликирование — приводит к нарушению процессов связывания белка с микротубулами, формирующими клеточную структуру нейрона, что, в свою очередь, вызывает диссоциацию микротубул и их самоагрегацию с образованием нейрофибриллярных узлов внутри нейрона.

С возрастом подверженность таким структурным нарушениям в нейронах мозга возрастает, но у пациентов с БА такие внутриклеточные белковые агрегаты образуются значительно чаще и в гораздо больших количествах.

Применение циннамальдегида, соединения, полученного из корицы и определяющего ее неповторимый сладкий запах, а также его окисленной формы — оксициннамальдегида — оказалось эффективным в предупреждении образования тау-протеиновых узлов. Соединение тормозит белковую агрегацию за счет защиты тау-протеина от оксидативного стресса. Этот эффект проявляется в результате соединения циннамальдегида с двумя аминокислотными цистеиновыми остатками тау-протеина.

Аминокислотные цистеиновые остатки уязвимы для модификации, что является одной из причин развития БА. Защитный эффект циннамальдегида корицы в отношении тау-протеина ученые сравнивают с действием головного убора в летнюю жару, защищающего человека от повреждающего действия ультрафиолетового излучения, вызывающего оксидативный стресс. Иными словами, циннамальдегид является, в определенном смысле, «солнцезащитной шляпой» для тау-протеина.

Оксидативный стресс является основным фактором, влияющим на состояние клетки. В нормальном цикле жизни клетки постоянно образуются такие субстанции, как перекиси, образующие свободные радикалы, но внутриклеточные антиоксиданты нейтрализуют их и предотвращают процессы перекисного окисления. При определенных состояниях равновесие нарушается в сторону большего образования перекисей и меньшего образования антиоксидантов, что приводит к развитию внутриклеточного оксидативного стресса. Мембраны клеток в состоянии оксидативного стресса продуцируют реактивные дериваты, которые повреждают цистеиновые остатки. Кроме того, установлена способность эпикатехина секвестрировать такие высокореактивные и токсические побочные продукты окисления, как акролеин.

Многие исследования указывают на высокую корреляцию развития сахарного диабета (СД) 2-го типа и БА. Повышенный уровень глюкозы крови при СД приводит к гиперпродукции реактивных кислородных радикалов, вызывающих оксидативный стресс, который является общим патофизиологическим фактором при СД и БА. В других исследованиях установлены положительные эффекты корицы в отношении стабилизации уровня глюкозы крови и коррекции других патологических состояний при СД.

Если активные компоненты корицы подтвердят свою клиническую эффективность, это будет значительным шагом на пути к поиску эффективного лечения лиц с БА.

К сожалению, основной фактор риска развития данного заболевания — возраст — является неконтролируемым. В частности, в США в связи с увеличением средней продолжительности жизни человека проблемы, связанные с БА, приобретают особый характер.

К тому же в настоящий момент поколение «бэби бума» в США переживает свой преклонный возраст, и показатели заболеваемости БА в США в последнее время резко возросли. По данным Альцгеймеровской ассоциации США (Alzheimer’s Association) стоимость лечения пациентов с БА в 2013 г. обойдется национальному бюджету в 203 млрд дол. США.

Такие тенденции являются весьма настораживающими не только для системы здравоохранения США, но и для всех стран, сталкивающихся с проблемой роста удельного веса лиц пожилого и старческого возраста в структуре общего населения на фоне увеличения средней продолжительности жизни людей.

С учетом глобального характера проблемы БА перспектива ее решения с помощью небольшой молекулы, полученной из экстракта всем известной специи, является достаточно заманчивой для исследователей и обнадеживающей для пациентов с БА.

George R.C., Lew J., Graves D.J. (2013) Interaction of Cinnamaldehyde and Epicatechin with Tau: Implications of Beneficial Effects in Modulating Alzheimer’s Disease Pathogenesis. J. Alzheimers Dis., Mar 26 [Epub ahead of print].

Leach M.J., Kumar S. (2012) Cinnamon for diabetes mellitus. Cochrane Database of Syst. Rev., 9: CD007170.

University of California — Santa Barbara (2013) Cinnamon compound has potential ability to prevent Alzheimer’s. ScienceDaily, May 24 (www.sciencedaily.com/releases/2013/05/130523143737.htm).

Ольга Федорова