Простые шаги по предупреждению синдрома выгорания у врачей первичного звена

24 травня 2013 о 11:12
481

Исследователи из Клиники Медицинской ассоциации планирования здоровья (Medical Associates Clinic and Health Plans), Айова, США, в поисках источников позитивных эмоций для врачей в мире сверхперегрузок и хронических стрессов первичного уровня медицинской помощи выявили «рецепты повышения профессионального удовольствия» в 23 медицинских практиках США, в которых, несмотря на тотальную компьютеризацию, нашли сугубо человеческие пути для решения проблемы выгорания на работе.

Одним из решений является «колокация» — новый термин, придуманный для обозначения концентрации сотрудников в одном помещении. Например, в некоторых медицинских практиках штата Массачусетс (Massachusetts), США, врачи и помощники врачей работают бок о бок и обсуждают истории болезней пациентов напрямую в текущем режиме, а не пересылают друг другу электронные сообщения. Аналогичным образом врачи и медицинские сестры в штате Миннесота (Minnesota) стараются избегать электронного общения, заменяя его более эффективным и оперативным, на их взгляд, вербальным общением.

По мнению врачей многих клиник, общение в течение рабочего дня является крайне важным элементом успешной и продуктивной работы медиков, поэтому непосредственное общение оказывается гораздо эффективнее электронного.

Ученые акцентируют внимание на значимости «некомпьютеризированного» поведения медицинских работников, включающего систематические собрания, совещания и планерки с совместным обсуждением путей улучшения работы, а также командный стиль работы.

Другие инновации, выявленные при анализе организации работы персонала в 23 учреждениях амбулаторного звена, касаются внедрения адаптированных медицинских компьютерных программ по ведению электронной документации пациентов. В частности, это касается облегчения ввода данных, снижающего нагрузку на врачей. Так, в 6 медицинских практиках медицинские сестры и ассистенты врачей освоили такие программы и составляют графики врачебных визитов или оформляют вводные данные во время осмотра врачом пациентов.

Подобным образом во многих медицинских структурах медицинские сестры и ассистенты врача просматривают служебную электронную почту врачей, делая выборку результатов лабораторных тестов, отвечая на запросы по обновлению рецептов, а также самостоятельно решая вопросы в рамках утвержденных клинических протоколов, оставляя для врача только информацию, требующую соответствующего профессионального уровня.

Работа по совместному освоению медицинских информационных технологий требует определенной сплоченности и взаимопонимания сотрудников, и это один из примеров работы в командном стиле, который создает обстановку комфортной коллегиальности даже при напряженном графике ежедневной работы.

Отмечено также, что в таких коллективах многие функции делегированы врачебным ассистентам, медицинским сестрам и старшим медицинским сестрам. В некоторых учреждениях семейной медицины штата Колорадо (Colorado), США, утвержденные правила внутреннего распорядка позволяют старшим медицинским сестрам диагностировать и проводить лечение таких состояний, как конъюнктивит и неосложненные инфекционные заболевания мочевыделительной системы. Таким же образом ассистенты врача самостоятельно анкетируют пациентов с подозрением на депрессивные расстройства и консультируются со специалистами по поведенческим расстройствам из своей «клинической команды».

Такая модель сотрудничества меняет давно устоявшуюся «врач-центрированную» модель организации работы в здравоохранении на модель с распределением функций. Кроме того, освобождая врача от работы клерка, новая организационная модель создает дополнительные практические мощности для учреждения, которое, как правило, работает с перегрузкой под прессингом требований пациентов.

По отзывам врачей, такая реорганизация улучшает моральный климат в их коллективах и способствует позитивному отношению к работе. Большее вовлечение медицинских сестер и ассистентов врачей в оказание медицинской помощи пациентам повышает их профессиональный уровень и степень удовлетворенности работой. В то же время врачи разгружают свой рабочий график, освобождаясь от функций, не требующих врачебной компетенции.

Еще одну стрессопонижающую тактику исследователи выявили в филиале Клиники Мэйо (The Mayo Clinic’s Red Cedar branch) в штате Висконсин (Wisconsin), США. В этой клинике стремятся обеспечить получение результатов клинико-лабораторных и клинико-инструментальных исследований за несколько дней до первичного визита больного к врачу с целью возможности их обсуждения и принятия необходимых мер уже во время первого посещения. Это повышает качество медицинской помощи и одновременно экономит время врача, освобождая его от необходимости сообщать больному результаты обследования после визита.

В Кембриджском медицинском центре (The Cambridge Medical Center), США, упростили работу по обновлению рецептов путем их оформления на 12-месячный срок во время ежегодных комплексных осмотров пациентов. Все рецептурные назначения лекарственных препаратов для лечения при хронических заболеваниях синхронизированы с графиком ежегодных осмотров с целью исключения поступления электронных запросов на рецептурные обновления в течение года.

Несмотря на все оптимистические находки по улучшению психоэмоционального климата в медицинских коллективах и снижению нагрузки на врача, авторы далеки от мысли, что они смогут предложить врачам способы достижения «медицинской нирваны» в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

По мнению исследователей, даже в самых благоприятных для работы медицинских практиках врачи работают под прессингом жестких ограничений нормативных документов, несовершенных медицинских компьютерных программ, в режиме хронической нехватки времени и высокой загруженности.

Lowes R. (2013) Burnout? Turn from screen, talk to colleagues. Medscape, May 21 (www.medscape.com/viewarticle/804547).

Ольга Федорова