Биология жиров в человеческом организме

24 квітня 2013 о 17:10

При проведении биохимических анализов на определение уровня холестерина в крови врачи обычно оценивают уровни трех фракций липидов крови — липопротеидов низкой (ЛПНП) и высокой плотности (ЛПВП), триглицеридов. Но мало кому известно, что в человеческом организме содержатся тысячи различных видов жиров, или липидов.

Только в плазме крови человека ученые выявили 600 различных типов жиров, так или иначе влияющих на наше здоровье. Многие липиды ассоциируются с развитием ряда заболеваний, таких как сахарный диабет, мозговой инсульт, рак, артрит, болезнь Альцгеймера и др. Вместе с тем наш организм нуждается в жирах для обеспечения своих жизненно важных функций, и мы не можем исключить их из своего рациона.

В исследовании, проведенном учеными при поддержке Национального института здоровья США (National Institutes of Health), всесторонне изучены функции липидов в организме человека как в норме, так и при патологических состояниях.

Выводы ученых могут быть полезны для осмысливания роли жиров в нашей жизни при очередном поедании обжаренного во фритюре картофеля.

Функции жиров

Триглицериды, холестерин и другие насыщенные жирные кислоты (научные термины для названия жиров, которые организм не может синтезировать самостоятельно) аккумулируют энергию, согревают нас и защищают наши жизненно важные органы. Кроме того, они действуют как медиаторы, помогая белкам выполнять свою работу, а также запускают химические реакции, обеспечивающие процессы роста, иммунные процессы, репродуктивные функции и другие жизненно важные аспекты базового метаболизма.

Цикл метаболизма жиров — синтеза, расщепления, депонирования и мобилизации — является основой энергорегуляции у человека и животных. Дисбаланс на любом уровне этого цикла вызывает развитие заболеваний, включая заболевания сердца и сахарный диабет. К примеру, повышенное содержание триглицеридов в крови вызывает стенозирование артерий атеросклеротическими бляшками, что может привести к развитию инфаркта миокарда.

Жиры также помогают организму создавать резерв питательных веществ. В жировой ткани, а также в печени, находятся жирорастворимые витамины — A, D, E и K.

На основании количественного и системного подходов в изучении липидов ученые разделили жиры на восемь основных категорий. Согласно этой классификации холестерин относится к группе стероидов, триглицериды — к глицеролипидам. Другие категории, такие как фосфолипиды, включают сотни видов жиров, являющихся структурными компонентами клеточных мембран и обеспечивающих нормальное прохождение нервных импульсов.

В процессе расщепления

Основной тип жиров, которые мы потребляем — триглицериды — наилучшим образом приспособлен для аккумуляции энергии, обладая энергетической ценностью в два раза большей, чем белки и углеводы. При расщеплении жиров в процессе пищеварения жиры поступают в клетки с током крови. Некоторые жиры используются в качестве источников энергии сразу же, остальные депонируются в клетках в виде жировых включений — жировых капель.

Когда организму требуется дополнительная энергия, например при выполнении физических упражнений, используются специфические ферменты, липазы, для расщепления депонированных триглицеридов. Внутриклеточные «энергетические станции», митохондрии, могут в этом случае вырабатывать больше энергии, используя такие основные источники энергии в организме человека, как макроэргические соединения аденозинтрифосфата (АТФ).

Результаты исследования пролили свет также на механизм действия липидов, называемых омега-3-жирными кислотами, — активными ингредиентами жира печени трески, которые десятилетиями использовались для лечения у пациентов с экземой, артритом и сердечно-сосудистой патологией. Два типа этих жиров блокируют активность протеина под названием COX (cytochrome c oxidase — цитохром С-оксидаза), энзима, участвующего в превращении омега-6-жирных кислот в боль-сигнализирующие молекулы простагландина. Эти молекулы участвуют в воспалении, которое является общим компонентом многих заболеваний, таким образом, омега-6-жирные кислоты имеют убедительный терапевтический потенциал.

Полученные знания о жирах — всего лишь верхушка «жирового» айсберга, многое изучено, однако, еще многое о роли жиров в человеческом организме еще предстоит выяснить.

NIH, National Institute of General Medical Sciences (NIGMS) (2013) The biology of fats in the body. ScienceDaily, April 24 (www.sciencedaily.com/releases/2013/04/130423102127.htm).

Ольга Федорова