Новые данные о процессе ДНК-копирования

22 квітня 2013 о 12:07

Новые данные, полученные учеными из Йоркского университета (University of York), Великобритания, и Школы медицинских наук Университета Абердина (School of Medical Sciences at the University of Aberdeen), Великобритания, о процессе внутриклеточной ДНК-репликации могут внести существенный вклад в понимание патофизиологии рака и других заболеваний.

Работа опубликована в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Выявлено, что в ходе белково-опосредованного процесса ДНК-транскрипции допускаются частые сбои — остановки, создающие потенциальный риск для развития опасных мутаций.

Исследование базировалось на изучении указанных процессов у бактерии Escherichia coli, идеальной модели для изучения механизмов копирования ДНК, послужившей источником открытий многих аспектов метаболизма ДНК у более сложных организмов, включая человека.

Показано, что частые остановки в процессе копирования генетического материала являются первым шагом к формированию мутаций, которые у человека могут вызывать злокачественные процессы или генетические заболевания.

Проанализированы причины, вызывающие такие «поломки» в механизме копирования, и, что наиболее важно, выяснено, как в нормальных условиях клетки устраняют эти неполадки.

По мнению ученых, эффективное устранение сбоев в процессе транскрипции ДНК является принципиально важным для исключения нарушения генетического кода клетки.

Gupta M.K., Guy C.P., Yeeles J.T.P. (2013) Protein-DNA complexes are the primary sources of replication fork pausing in Escherichia coli. Proc. Natl. Acad. Sci. U S A., Apr 15 [Epub ahead of print].

University of York (2013) Scientists throw new light on DNA copying process. ScienceDaily, April 19 (www.sciencedaily.com/releases/2013/04/130418104334.htm).

Ольга Федорова