Генетические факторы участвуют в формировании никотиновой зависимости

4 квітня 2013 о 15:28

Американские ученые из Университета Дюка (Duke University Medical Center), Дарем, штат Северная Каролина, в ходе нового проспективного лонгитудинального исследования определили, что склонность к возникновению такой пагубной привычки, как курение, не имеет генетических предпосылок, однако интенсивность курения определяется наследственными факторами. Результаты исследования опубликованы онлайн в журнале «JAMA Psychiatry».

Цель данной работы — проведение полногеномного исследования для определения локусов, определяющих интенсивность курения в зрелом возрасте. Это необходимо для понимания процессов, влияющих на взаимосвязь между недавно выявленными генетическими факторами риска и поведением курильщиков, выраженностью у них никотиновой зависимости и успешностью отказа от вредной привычки.

В предыдущих исследованиях установлено, что генетические различия играют важную роль в поведении курильщиков, а также определяют отклик на антитабачную пропаганду. Кроме того, отмечено, что генетические факторы риска связаны с небольшим мононуклеотидным полиморфизмом.

В данном исследовании ученые проанализировали данные 1037 жителей Новой Зеландии. Состояние их здоровья, образ жизни и поведение регулярно оценивали в возрасте 3–38 лет. В ходе работы определяли наличие генетического риска с оценкой мультилокусного генетического риска.

В ходе хромосомного анализа мононуклеотидного полиморфизма выявлено несколько значительных ассоциаций, в том числе с q25.1-областью 15-й хромосомы, в которой содержится кластер генов CHRNA5-CHRNA3-CHRNB4, и с q13.2-областью 19-й хромосомы, содержащей ген CYP2A6. Эти гены влияют на метаболизм никотина в организме и определяют выраженность никотиновой зависимости.

Ученые обратили внимание на возраст на момент начала курения, специфическое поведение курильщиков, особенно в подростковом возрасте, а также на семейный анамнез курения, собрав информацию об их родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Оказалось, что показатели риска изменяли поведение курильщика в зрелом возрасте. Так, инициация курения не была ассоциирована с генетическими факторами риска (относительный риск (ОР) 0,98; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,95–1,02), как и первое увлечение пагубной привычкой (ОР 1,01; 95% ДИ 0,94–1,09). Удивительным оказался факт, что у участников, пробовавших, но не продолживших курить, был наиболее низкий уровень генетического риска.

В то же время высокий генетический риск чаще определяли у заядлых курильщиков, выкуривавших ≥20 сигарет/день (ОР 1,35; 95% ДИ 1,14–1,58). Подростки с более высоким генетическим риском раньше пристращались к ежедневному курению (ОР 1,24; 95% ДИ 1,06–1,45) и курили интенсивнее (ОР 1,43; 95% ДИ 1,10–1,86).

Несмотря на то что большинство (90%) курильщиков заявляли о, по крайней мере, одной попытке отказа от вредной привычки, 51% из них признавались в нескольких неудачных попытках, предпринятых в возрасте 18–32 лет. Отмечено, что участники с высоким уровнем генетического риска с меньшей вероятностью способны самостоятельно отказаться от курения (ОР 1,11; 95% ДИ 1,01–1,22) и более склонны к рецидивам (ОР 1,22; 95% ДИ 1,02–1,45).

Таким образом, в ходе данного исследования доказано наличие генетических факторов, участвующих в формировании никотиновой зависимости. И, несмотря на то что выявленное влияние достаточно невелико, исследователи настаивают на том, чтобы не пренебрегать его значимостью.

Belsky W.D., Moffitt T.E., Baker T.B. et al. (2013) Polygeneic risk and the developmental progression to heavy, persistent smoking and nicotine dependence. JAMA Psychiatry, Mar. 27 [Epub ahead of print].

Petrochko С. (2013) Heavy Smoking May Be Geneticю MedPage Today. March 28 (http://www.medpagetoday.com/PrimaryCare/Smoking/38141).