Блокирование клеточных рецепторов — новый метод лечения периодонтита?

12 грудня 2012 о 16:31
Спеціальності :

Периодонтит — хроническое воспалительное заболевание десен, поражающее около половины взрослого населения планеты, причиной которого является бактериальный дисбаланс ротовой полости. В тяжелых случаях заболевание может приводить к потере зубов. Недавно американские ученые из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), Филадельфия, в эксперименте на мышах доказали, что блокирование молекулярных рецепторов клеточных мембран, которые обычно поражаются бактериями, способно предотвратить развитие периодонтита или препятствовать его прогрессированию.

В предыдущих исследованиях ученые уже обращали внимание на то, что причиной большинства случаев заболевания является поражение рецепторов C5aR белых кровяных клеток бактерией Porphyromonas gingivalis (P. gingivalis). Данный рецептор является частью системы комплемента, компонента гуморального звена иммунной системы, однако он может способствовать усилению воспалительного процесса при нарушении контроля. Связываясь с рецептором C5aR, P. gingivalis приводит к дисбалансу системы комплемента, что нарушает распознавание чужеродных агентов иммунными клетками. Это способствует интенсивному росту этой и других бактерий, что приводит к возникновению воспалительного процесса.

В данном исследовании ученые под руководством доктора Тошихару Абе (Toshiharu Abe) выявили, что если у мышей заблокирован рецептор C5aR при применении антагониста (C5aRA), протекание периодонтита заметно изменялось. Так, при введении мышам, инфицированным P. gingivalis, C5aRA отмечено уменьшение воспаления, замедление потери костной ткани и снижение уровня молекул воспаления на 80% по сравнению с контрольной группой. Если же C5aRA применяли мышам через 2 нед после инфицирования — уровень воспаления и потеря костной ткани снижались на 70%. Авторы исследования подчеркивают, что независимо от времени введения C5aRA — до начала заболевания или во время — препарат оказывал направленное, профилактическое или лечебное действие, что особенно важно, поскольку в перспективе его можно будет применять для лечения пациентов с уже имеющимися воспалительными заболеваниями десен.

Учитывая то, что не все случаи периодонтита вызваны P. gingivalis, исследователи решили проверить эффективность C5aRA в присутствии других патогенетических механизмов. Для этого они наложили шелковую лигатуру вокруг моляров у мышей одной из групп. Лигатура препятствовала естественной очистке зубов, что приводило к массовому скоплению бактерий, периодонтиту и потере зубов. Одной группе мышей ввели C5aRA, вторая была контрольной. Оказалось, что у мышей 1-й группы интенсивность воспаления и потеря костной ткани были ниже на 50%. Это свидетельствует об эффективности применения данного препарата при воспалительных заболеваниях ротовой полости любой этиологии, а не только вызванных P. gingivalis.

Кроме того, исследователи обратили внимание на Толл-подобные рецепторы (ТПР) — клеточные рецепторы, активирующие иммунный ответ, работающие сообща с системой комплемента — и установили, что у мышей с заблокированным рецептором C5aR, у которых отсутствует одна из форм ТПР (ТПР 2), не наблюдалась потеря костной ткани. Одна из целей данного исследования — определение наличия синергизма между системой комплемента и ТПР при развитии воспалительных заболеваний ротовой полости. Для этого исследователи вводили мышам два вида препаратов, один — для активации рецепторов C5aR, другой — для активации ТПР. Ученые заметили, что на следующий день после введения одного типа препарата у мышей наблюдался умеренный воспалительный ответ, а при введении обоих — интенсивность воспаления нарастала намного быстрее, чем можно было ожидать просто при наложении их эффектов. Полученный результат позволил исследователям предположить, что ТПР являются сигнальными рецепторами, определяющими степень вовлечения системы комплемента в иммунный ответ.

Авторы считают, что следующим важным шагом будут клинические исследования данных препаратов.

Abe T., Hosur K. B., Hajishengallis E. et al. (2012) Local Complement-Targeted Intervention in Periodontitis: Proof-of-Concept Using a C5a Receptor (CD88) Antagonist. The Journal of Immunology, 189 (11): 5442.

University of Pennsylvania (2012) New strategy to prevent or halt periodontal disease. ScienceDaily, Dec. 07 (www.sciencedaily.com /releases/2012/12/121207133242.htm).