По анализу крови можно прогнозировать риск наступления преждевременных родов

24 вересня 2012 о 11:17

Греческие ученые открыли новый метод, позволяющий определить риск прежде­временных родов на ближайшие 7 дней. Он основан на статистической модели, в которую включены данные об уровнях 27 сывороточных протеинов матери и длине шейки матки. Детали открытия опубликованы в журнале «BJOG».

Доктор Панагиотис Циартас (Panagiotis Tsiartas), руководитель исследования, отмечает, что предыдущие поиски универсального маркера, указывающего на высокий риск преждевременных родов, оказались не­удачными, что указывает на многофакторную этиологию процесса и необходимость одновременного использования большого количества измерений. Исследователи выявили, что некоторые биохимические показатели сыворотки крови, амниотической и цервикальной жидкости (например цитокины) в равной степени изменяются как при родах, так и при симптомах преждевременных родов. Изучение таких белков имеет большое значение, поскольку патофизиологические процессы при преждевременных родах, скорее всего, предполагают разрушение молекулярных сетей. В течение 5 лет ученые разрабатывали лабораторные методы, для которых не требовался бы большой объем исследуемого материала и с помощью которых за короткое время можно было бы определить уровень целого спектра белков.

Участницами данного исследования стали 142 беременные на сроке 22–33 нед, которые в период 1996–2005 гг. обращались в Госпиталь Сахлгренского университета (Sahlgrenska University Hospital) в Гетеборге, Швеция, с жалобами на регулярные сокращения матки. Разрыва плодного пузыря не произошло ни у одной участницы. Изучив данные беременных, исследователи выявили, что статистически значимой для прогнозирования преждевременных родов была многофакторная модель, включающая изменение длины шейки матки (≤18 мм) и уровень сывороточных белков. Ученые обращали внимание на такие белки, как интерлейкин-10 (≥48 пг/мл; относительный риск (ОР) 5,0, 95% доверительный интервал (ДИ) 1,7–14,3) и RANTES — белок системы хемокинов (≥49293 пг/мл; ОР 9,9; 95% ДИ 2,5–39,2).

Авторы исследования предупреждают, что разработанная ими статистическая модель может прогнозировать риск наступ­ления преждевременных родов с вероятностью 75–80%, и полученные с ее помощью результаты следует рассматривать как предварительные. В будущем они надеются провести дополнительные исследования для того, чтобы использовать данный метод в полной мере.

Fox S. (2012) Blood test helps predicts likelihood of premature delivery. Medscape, September 19 (www.medscape.com/viewarticle/771203).

Tsiartas P., Holst R.M., Wennerholm U.B. et al. (2012) Prediction of spontaneous preterm delivery in women with threatened preterm labour: a prospective cohort study of multiple proteins in maternal serum. BJOG, 119(7): 866–873.