Идентифицированы гены, ответственные за морфологию человеческого лица

14 вересня 2012 о 11:53

Идентифицированы гены, ответственные за морфологию человеческого лицаГены играют важнейшую роль в формировании внешнего облика человека. Это подтверждено тем фактом, что монозиготные близнецы имеют почти одинаковые, а братья и сестры — как правило, более похожие, чем у неродственных людей, лица. Тем не менее, до недавнего времени о генах, ответственных за морфологию человеческого лица, не было известно почти ничего. По сообщению исследователей из Нидерландов, Германии, Канады, Великобритании и Австралии в журнале «PLoS Genetics», им удалось идентифицировать 5 таких генов.

В исследовании, проведенном при поддержке Международного консорциума по изучению влияния генетических факторов на внешность (International Visible Trait Genetics (VisiGen) Consortium), изучали лицевые ориентиры и расстояния между ними на изображениях головы, полученных с помощью магнитно-резонансной томографии, и портретных фотографиях. Затем, применив геномассоциированный подход, ученые приступили к поиску вариантов ДНК, участвующих в формировании особенностей лица у почти 10 тыс. людей.

В итоге 3 из 5 идентифицированных генов, как установлено ранее, причастны к развитию особенностей вертебральной и краниофасциальной областей. Из них один участвовал в формировании морфологии лица в геномассоциированном исследовании с участием детей. Оставшиеся 2 гена представляются потенциально новыми игроками в молекулярных механизмах, связанных с формированием лица.

Профессор Манфред Кэйзер (Manfred Kayser) из Медицинского центра Университета Эразма (Erasmus University Medical Center) в Роттердаме, Нидерланды, ведущий автор исследования, считает, что первые полученные результаты положат начало генетическому пониманию морфологии человеческого лица. Уже сейчас, используя данные ДНК человека, можно с довольно высокой точностью предугадать его цвет глаз и волос. Вероятно, со временем станет возможным нарисовать фантомный портрет человека исключительно по образцам его ДНК, что предоставляет новые возможности, в частности, в криминалистике.

Liu F., van der Lijn F., Schurmann C. et al. (2012) A Genome-Wide Association Study Identifies Five Loci Influencing Facial Morphology in Europeans. PLoS Genetics, 8(9): e1002932.

Public Library of Science (2012) Looking at you: Face genes identified; Five genes have been found to determine human facial shapes. ScienceDaily, September 14 (www.sciencedaily.com­ /releases/2012/09/120913173318.htm).

Ивета Щербак