Почему краснеет кожа при загаре?

11 липня 2012 о 16:44

Почему краснеет кожа при загаре?Солнечные лучи не только стимулируют синтез витамина D в коже и придают ей красивый бронзовый оттенок, но могут приводить к прежде­временному старению и раку. Покраснение кожи при загаре — результат повреждения ультрафиолетовыми (УФ) лучами фракции В клеточной РНК — выяснили американские исследователи. Фактически солнечный ожог, по их заключению, — это иммунная воспалительная реакция в ответ на изменение генетического материала, направленная на удаление поврежденных клеток кожи.

Изучая процессы, происходящие в клетках кожи человека и мышей под действием солнечного излучения, профессор Ричард Галло (Richard Gallo) и его коллеги из Калифорнийского Университета (University of California) в Сан-Диего, США, выявили, что УФ-лучи фракции В повреждают структуру особого типа РНК («не кодирующей микро-РНК»), не принимающего непосредственного участия в синтезе белка. Под воздействием излучения клетки кожи высвобождают измененную РНК, что стимулирует выброс цитокинов фактора некроза опухоли α и интерлейкина-6 из необлученных кератиноцитов и мононуклеарных клеток периферической крови и запускает иммунное воспаление, которое проявляется в виде болезненного красного загара. Предположение подтверждается тем фактом, что полученная исследователями измененная ультрафиолетом не кодирующая микро-РНК вызывает аналогичную реакцию в необлученных клетках мышей.

«Мы считаем, что воспалительный процесс может уничтожать клетки с генетическими повреждениями, прежде чем они могут переродиться в раковые. Однако этот процесс не совершенен — с увеличением дозы УФ-облучения повышается вероятность образования раковых клеток», — указывают авторы исследования.

Результаты исследования, опубликованные онлайн 8 июля 2012 г. в журнале «Nature Medicine», помогут ученым повлиять на процессы, лежащие в основе целого ряда кожных заболеваний (например псориаза), в лечении которых используют УФ-лучи.

Bernard J.J., Cowing-Zitron C., Nakatsuji T. et al. (2012) Ultraviolet radiation damages self noncoding RNA and is detected by TLR3. Nat. Med., Jul. 8 [Epub ahead of print].

Dallas M.E. (2012) Sunburn May Help Rid Body of Radiation-Damaged Cells (www.medicinenet.com/script/main/art.asp?articlekey=160055).

Дмитрий Поспелов