Ученые выяснили, как контролировать гены

11 травня 2012 о 11:27

Ученые выяснили, как контролировать геныАмериканские ученые из Университета Северной Каролины (North Carolina State University) под руководством доктора Алекса Дейтерса (Alex Deiters) провели исследование, результаты которого опубликованы в журнале «ACS Chemical Biology», в котором придумали нестандартный способ контролирования экспрессии генов с помощью светочувствительных молекул. Данный метод дает новые знания о функционировании генов и может привести к разработке целевой терапии таких заболеваний, как рак.

Молекулы TFO (triplex-forming oligonucleotides) обычно используют для предотвращения транскрипции генов за счет связывания с двухспиральной ДНК. Ученые решили усовершенствовать точность данного процесса и привязали к TFO активируемую светом частицу. При воздействии ультрафиолета эта частица удалялась и молекула TFO свободно связывалась с ДНК, подавляя транскрипцию интересующего гена до 25%. В отсутствие света активность транскрипции составляла 100%.

Исследователи создали универсальный механизм точного контроля экспрессии генов, что расширило дальнейшие возможности изучения отдельных генов в различных условиях. Данному проекту оказали поддержку Национальные институты здравоохранения США.

Govan J., Uprety R., Hemphill J. et al. (2012) Regulation of Transcription through Light-Activation and Light-Deactivation of Triplex-Forming Oligonucleotides in Mammalian Cells. ACS Chemical Biology, Apr. 27 [Epub ahead of print].

North Carolina State University (2012) Light used to switch on gene expression. ScienceDaily, May 11 (www.sciencedaily.com/relea­ses/2012/05/120510114107.htm).

Татьяна Харченко