Не вреден ли педагогический прикорм?

10 лютого 2012 о 14:13
806
Спеціальності :

Не вреден ли педагогический прикорм?Результаты исследования, посвященного некоторым вопросам введения прикорма, опубликованы в январском номере «British Medical Journal». Один из авторов исследования, Эллен Таунсенд (Ellen Townsend) с факультета психологии Ноттингемского университета (School of Psychology, University of Nottingham), пояснила, что хотя множество работ посвящено тому вопросу, когда именно следует вводить прикорм, необходимо также прояснить вопрос, какой способ введения прикорма наиболее благоприятен для будущего здоровья младенца и для формирования его пищевых предпочтений.

Участниками исследования стали 155 детей в возрасте от 20 мес до 6,5 года, родителям которых были предложены опросники на тему их собственного опыта введения прикорма. 63 родителя применяли традиционный метод введения прикорма (традиционный прикорм — ТП): они начинали прикорм с 6 мес младенца, кормили его с ложки пюрированными продуктами и по мере взросления ребенка предлагали ему более твердую пищу. 92 родителя использовали так называемый педагогический прикорм (ПП), целью которого изначально считается не накормить ребенка соответствующим продуктом, а познакомить его с твердой пищей, заинтересовать и сформировать верное пищевое поведение. Напомним, ПП можно начинать, только когда ребенок уже умеет сидеть и проявляет интерес к твердой пище; при этом младенцу предлагаются как большие куски фруктов, овощей и т.п., которые он может удержать в руке, но еще не способен раскусить, так и «микропробы» — маленькие, размером с зернышко риса, кусочки разнообразной твердой пищи (число их увеличивается с возрастом ребенка; разновидность зависит от его предпочтений). Таким образом, у ребенка с ПП ассортимент употребляемой твердой пищи шире, чем при СП, но доза ее меньше. При этом у детей в возрасте до 1 года, находящихся на ПП, доля грудного молока в рационе значительно больше, чем при ТП, и составляет к концу 1-го года обычно не менее 70% рациона.

Интерес для исследователей представляли следующие моменты: пищевые предпочтения детей (был предоставлен выбор из 151 продукта, подходящего для детского питания), а также частота приема различных видов пищи. Кроме того, масса всех детей оценивалась в соответствии с возрастными нормами. Во внимание были приняты возрастные особенности, которые могли повлиять на пищевое поведение, а также социально-экономические факторы.

Результаты исследования показали: в группе детей, получавших ТП, оказалось больше детей с ожирением и повышенной массой тела; кроме того, такие дети предпочитали сладкую пищу, содержащую сахар. В то же время дети, получавшие ПП, употреб­ляли больше полезных углеводов, содержащихся во фруктах и овощах. В то же время в группе ПП выявлены дети, масса тела которых была меньше возрастной нормы. Параллельно выявлено, что среди детей, родители которых лучше обеспечены материально, больше любителей овощей, чем среди участников из малообеспеченных семей. Кроме того, оказалось, что переборчивость в еде не зависит от вида прикорма.

Авторы исследования считают, что понимание факторов, способствующих здоровому питанию в раннем детстве, крайне важно, поскольку младенчество — оптимальное время для формирования здоровых пищевых предпочтений. На фоне стремительных темпов роста распространенности ожирения как среди детского, так и среди взрослого населения развитых стран, необходимо принимать во внимание все факторы, которые потенциально способны замедлить эти темпы.

Вопрос ПП сейчас широко обсуждается. С одной стороны, ПП способствует формированию здорового пищевого поведения, однако с другой — не ясно, получают ли дети при ПП необходимые питательные вещества в полном объеме? Исследование шотландских ученых из Университета Глазго (University of Glasgow) во главе с Шарлоттой М. Райт (Charlotte M. Wright), в ходе которого велось наблюдение 602 детей, находящихся на ПП, показало следующие результаты.

Среди детей, которым ПП был начат в 6 мес, к 1 году более половины (54%) могли идти без поддержки, в то время как среди детей, которых начали прикармливать позже, таких было около трети (38%). Сходные результаты были получены и в отношении речевого развития: 68% детей, получавших ПП с 4–5 мес, осмысленно говорили к 1 году, а среди детей, которых начали прикармливать с 7–8 мес, таких было всего 43%. Таким образом, ПП является дополнительным фактором, стимулирующим психофизическое развитие младенца.

Однако примерно у 6% детей, отстающих в развитии от своих сверстников, возникли проблемы с питанием; они не набирали положенной массы тела в условиях ПП. Поэтому, по мнению Шарлотты М. Райт, лучше всего сочетать оба вида прикорма — ПП и ТП. Младенца можно кормить за общим столом, предлагать ему «микропробы» заинтересовавшего его блюда (при условии, что вся семья ест здоровую пищу), однако параллельно ребенок может получать и пюрированные продукты, которые легче глотать и переваривать, чтобы набрать необходимые дозы питательных веществ.

Townsend E., Pitchford N.J. (2012) Baby knows best? The impact of weaning style on food preferences and body mass index in early childhood in a case-controlled sample. BMJ Open, 2(1): e000298.
University of Nottingham (2012, February 9) Baby knows best: Baby-led weaning promotes healthy food preferences. ScienceDaily (www.sciencedaily.com/releases/2012/02/120209135842.htm).
Wiley — Blackwell (2011, January 12) Baby-led weaning is feasible but could cause nutritional problems for minority of infants. ScienceDaily (www.sciencedaily.com/releases/2011/01/110112081454.htm).
Wiley — Blackwell (2011, January 12) Baby-led weaning is feasible but could cause nutritional problems for minority of infants. ScienceDaily (www.sciencedaily.com/releases/2011/01/110112081454.htm).
Wright C.M., Cameron K., Tsiaka M., Parkinson K.N. (2011) Is baby-led weaning feasible? When do babies first reach out for and eat finger foods? Matern. Child. Nutr., 7(1): 27–33.

    Алина Жигунова