Пассивное курение: в зоне риска пассажиры авто

6 січня 2012 о 14:57
645
Спеціальності :

Пассивное курение: в зоне риска пассажиры автоПассивное курение (ПК) наносит, пожалуй, не меньший вред, чем активное — ведь дым, выделяемый тлеющей сигаретой и выдыхаемый курильщиком, содержит немалое количество никотина, формальдегида, монооксида углерода, нитрозаминов и прочих вредных для человеческого организма соединений. И в то время как активного курильщика можно убедить отказаться от пагубной привычки, у тех, кто подвергается ПК, далеко не всегда есть выбор, особенно если речь идет о детях курящих родителей. Пассивное курение является одной из весомых причин младенческой и детской заболеваемости и смертности. По данным доклада Royal College of Physicians (2010), если хотя бы один из проживающих вместе с ребенком взрослых курит, риск возникновения синдрома внезапной детской смерти возрастает в 2 раза, инфекционных заболеваний нижних отделов дыхательных путей — на 50–60%, бронхиальной астмы — на 50%, среднего отита — на 35–46%. ПК наносит детям больший вред, чем взрослым, не только за счет более высокой частоты дыхания, незрелости дыхательной, иммунной и сердечно-сосудистой систем, но также из-за того, что ребенок не всегда имеет возможность покинуть зону курения, даже если ощущает дискомфорт, — например, когда курильщик едет с ним в одном автомобиле.

Подобная практика отмечается не так уж редко, несмотря на активную пропаганду отказа от курения и запрет на курение в общественных местах, поддерживаемый многими государствами на законодательном уровне. Например, по данным исследователей из Каталонского онкологического института (Institut Català d’Oncologia) A. Curto и ее коллег (2011), из 2442 отобранных случайным образом автомобилей (частных, такси и фургонов) в 5,5% на момент обследования курил хотя бы 1 человек, при этом чаще всего курильщиков обнаруживали в фургонах, способных перевозить либо пассажиров, либо небольшие грузы (9,8%). В 5,2% случаев в автомобиле находились также лица, подвергающиеся ПК, и в 2,2% случаев ими оказались дети в возрасте младше 14 лет.

Шон Семпл (Sean Semple) из Шотландского центра по вопросам воздуха в помещениях (Scottish Centre for Indoor Air) отдела прикладных медицинских наук (Division of Applied Health Sciences) Университета Абердина (University of Aberdeen), Шотландия, и его коллеги внесли свою лепту в исследование ПК. Шотландские ученые измеряли концентрацию мелких взвешенных частиц диаметром ≤2,5 мкм (ВЧ2,5) в задней части пассажирских автомобилей во время обычных поездок. Как известно, уровень ВЧ2,5 в воздухе используется в качестве маркера загрязнения воздуха табачным дымом. В ходе исследования датчики для определения ВЧ2,5 размещали примерно на уровне головы пассажиров заднего сиденья каждого автомобиля, замеры производились каждую минуту во время поездок в течение 3 сут, при этом участникам исследования предлагалось придерживаться своих обычных предпочтений в плане как вождения машины, так и курения.

Участниками исследования стали 17 человек (в том числе 14 курильщиков), которые за 3 сут совершили 104 поездки (из них во время 63 в машине курили). Средняя продолжительность поездки составила 27 мин (5–70 мин). При этом концентрация ВЧ2,5 сохранялась в среднем на уровне 7,4 мг/м3, если в автомобиле не было курильщика, и поднималась в среднем до 85 мг/м3 при курении в машине. В некоторых случаях уровень ВЧ2,5 возрастал до 385 мг/м3, а во время одной поездки составил >880 мг/м3. При этом в большинстве случаев при курении в автомобиле использовалась активная вентиляция или хотя бы открывалось окно, тем не менее концентрация в воздухе ВЧ2,5 по-прежнему периодически превышала предписываемый Всемирной организацией здравоохранения максимум (25 мг/м3) во всех поездках, в процессе которых курильщик находился внутри машины. Также в результате исследования подтверждена прямая зависимость между содержанием ВЧ2,5 и количеством выкуренных сигарет за единицу времени.

Шотландские ученые ратуют за законодательное ограничение курения во всех видах транспорта, в том числе и в личных автомобилях, и полный запрет курения в транспорте в том случае, если среди пассажиров есть дети. Подобная практика уже существует в Канаде, США, Австралии, на Кипре и в ЮАР.

Curto A., Martínez-Sánchez J.M., Fernández E. (2011) Tobacco consumption and secondhand smoke exposure in vehicles: a cross-sectional study. B.M.J. Open, 1(2): e000418.
Royal College of Physicians (2010) Passive smoking and children. A report by the Tobacco Advisory Group. London: RCP, 207 p.
Semple S., Apsley A., Galea K.S. et al. (2012) Secondhand smoke in cars: assessing children’s potential exposure during typical journey conditions. Tob. Control, Jan. 4 [Epub ahead of print].

    Алина Жигунова