О реформе, кадровой политике и поборах со стороны врачей: комментарий министра здравоохранения

1 листопада 2011
955
Резюме

Во время интернет-конференции Александр Анищенко ответил на вопросы пользователей всемирной сети в режиме online

31 октября 2011 г. в агентстве «Украинские национальные новости» состоялась интернет-конференция министра здравоохранения Украины Александра Анищенко, во время которой он отвечал на вопросы пользователей интернета в режиме online. Следует отметить, что вопросы поступали самые различные, начиная от стоимости костюма, который носит руководитель отрасли, заканчивая введением страховой медицины. Предлагаем вниманию наших читателей ответы министра на те из них, которые непосредственно касаются реформирования сферы здравоохранения, финансирования отрасли, кадровой политики, взаимоотношений врача и пациента.

В первую очередь, А. Анищенко отметил, что введение страховой медицины является завершающим этапом реформы системы здравоохранения в нашей стране. Согласно плану-графику, утвержденному МЗ Украины, это должно произойти в 2015–2016 гг. Министерство также подготовило законопроект об особенностях деятельности лечебных учреждений и о создании службы экстренной медицинской помощи. Эти два документа, уже одобрены на заседании Кабинета Министров Украины и будут выноситься на рассмотрение Верховной Рады. Помимо этого, почти готов законопроект о страховой медицине и о социальном медицинском страховании. В следующем году он может быть принят. Затем 2–3 года — а это международная практика — страховые компании будут собирать взносы, аккумулировать, и с 2015–2016 гг. можно будет начинать работать по принципу страховой медицины.

На вопрос, когда же закончится реформирование отрасли здравоохранения, министр ответил, что этот процесс будет проходить в два этапа. Первый этап — 2012–2013 гг., когда реформирование будет осуществляться в четырех пилотных регионах: Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве. Первое, главное направление реформ — развитие наиболее близкого к человеку звена оказания медицинской помощи — первичного уровня. Затем — создание госпитальных округов, после — создание центров экстренной медицинской помощи. В пилотных регионах 2012 г. — это создание центров первичной медицинской помощи и развитие первичного уровня оказания медицинской помощи с акцентом на профилактику. Затем — создание центра экстренной медицинской помощи, который должен работать по принципу единого медицинского пространства, и скорая помощь будет выезжать в любое место, где живет человек, и для нее не будут иметь значения административные границы.

К концу 2012 — началу 2013 г. в пилотных регионах будет проходить создание госпитальных округов. Лечебные учреждения в них будут дифференцироваться в зависимости от вида и интенсивности оказания медицинской помощи. Основным стационаром в госпитальном округе будет больница интенсивного оказания медицинской помощи. Это главный госпиталь, главная больница госпитального округа. На втором месте — больницы планового лечения, в которые пациент направляется, когда угрозы для его жизни нет. И затем, если человек нуждается в реабилитации, будет следующий госпиталь — реабилитационный. В госпитальные округа будут входить и поликлиники, на базе которых будут созданы консультативно-диагностические центры, оказывающие специализированную амбулаторную медицинскую помощь.

По итогам пилотных проектов будет проведен анализ полученных результатов и начнется второй этап — реформирование всей системы здравоохранения по всей Украине. Это произойдет в 2014 г. Однако уже с 2012 г. будут создаваться центры первичной медицинской помощи практически во всех регионах. С принятием закона об экстренной медицинской помощи, который, как предполагается, будет принят и начнет действовать с 2013 г., будут создаваться центры экстренной медицинской помощи.

Для всей Украины в 2014 г. останется самая сложная работа — это создание госпитальных округов. За эти годы в системе здравоохранения будут не только структурно-организационные изменения. Главная задача — рационально использовать выделенные бюджетные средства и материально-технические возможности — оснащение больниц, состояние зданий, кадровый потенциал.

Не менее важная работа, которая будет проводиться как в пилотных регионах, так и по всей Украине — это финансово-экономическое разграничение медицинской помощи по видам, и уже с 2012 г. в пилотных регионах финансирование медицины будет проводится по новым программам. Подразумевается, что программа первичной медицинской помощи будет финансироваться из городского и районного бюджетов, программа госпитальных округов — или вторичный уровень, а также третичная медицинская помощь — из областного бюджета. Параллельно будет отрабатываться система расчета стоимости медицинской услуги, чтобы к 2015 г., когда начнется внедрение страховой медицины, отрасль была готова не только к организационно-структурным изменениям, но и к работе в новых экономических условиях.

В ответ на призыв остановить разрушение отрасли так называемым реформированием и отправить реформаторов в село, министр ответил, что реформировать здравоохранение надо и многие работники системы здравоохранения много лет об этом говорят. Медики недовольны своими условиями работы, не удовлетворены тем, что имеет система здравоохранения для оказания медицинской помощи, потому что врач хочет реализовать свои знания и опыт. Системой здравоохранения недовольны также и пациенты. И если все время говорить, что у нас все плохо и ничего не делать, то мы ничего не достигнем. Главное, о чем не следует забывать, это то, что система здравоохранения существует для удовлетворения потребностей населения, а не просто местом трудо­устройства.

Если есть какие-то факты о том, что руководители здравоохранения на местном уровне в том или ином регионе делают непродуманные шаги, необходимо, в первую очередь, обратиться к руководителю системы здравоохранения области. Это его функции корригировать действия своих коллег в регионе и рассказать, как и что делать, чтобы не пострадали медицинские работники.

Отвечая на кадровые вопросы, которые касались закрытия ФАПов в селах с населением менее 500 человек, а также судьбы акушеров-гинекологов женских консультаций, которых, по мнению интернет-аудитории, массово увольняют, не предлагая альтернативного трудо­устройства, А. Анищенко сообщил, что согласно приказу МЗ Украины от 23.02.2000 г. № 33 «О штатных нормативах и типовых штатах учреждений здравоохранения» ФАПы организуются в селах и поселках, где количество жителей начинается от 300 человек. Все ФАПы по новой системе оказания медицинской помощи будут входить в структуру семейных амбулаторий или амбулаторий общей практики, которые, в свою очередь, будут входить в состав центров первичной медицинской помощи.

Сейчас в стране существует реальная проблема не закрытия ФАПов, а отсутствия специалистов, которые согласились бы там работать. Такая же ситуация и с акушерами-гинекологами. Их не хватает в стране. По этому все специалисты будут трудоустроены в консультативно-диагностических центрах либо в центрах первичной медицинской помощи. Рабочих мест в системе здравоохранения достаточно.

Следует отметить, что интернет-аудиторию очень интересовал вопрос теневых платежей в системе здравоохранения, а также реализации врачами лекарственных средств за наличные деньги минуя аптеки. Ответ министра был однозначным — в случае наличия фактов вымогательства со стороны медицинских работников необходимо немедленно сообщать об этом в органы прокуратуры или МВД. Только таким образом, по мнению А. Анищенко, можно эффективно бороться с подобным явлением.

Александр Устинов,
фото автора