Украинский Медицинский Журнал
Издательство МОРИОН АПТЕКА online Компендиум Клиническая онкология Работа в медицине и фармации
Украинский Медицинский Журнал
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Електрофізіологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Головна
  • Новини
  • Електронна публікація
  • Свіжий номер
  • Архів
  • Автори
  • Фахові заходи
  • Організації
  • Освіта
  • Протоколи та керівництва
  • Інформація про видання
  • Вимоги до авторів
  • Рубрики
    • Академія — дистанційна освіта on-line
    • Актуально
    • Випадок з практики
    • Доказова медицина
    • Історія медицини
    • Клінічні випробування
    • Лікарю-практику
    • Медична етика
    • Медичне право
    • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
    • На стику спеціальностей
    • Належна клінічна практика
    • Наукові дискусії
    • Організація охорони здоров'я
    • Оригінальні дослідження
    • Події та коментарі
    • Редакційна інформація
    • Рецензії
    • Стандарти та протоколи
    • Фармакоекономіка
    • Фахові заходи
  • Спеціальності
    • Акушерство та гінекологія
    • Алергологія та пульмонологія
    • Ангіологія
    • Андрология
    • Анестезіологія та інтенсивна терапія
    • Гастроентерологія
    • Генетична та регенеративна медицина
    • Дерматологія та венерологія
    • Електрофізіологія
    • Ендокринологія
    • Епідеміологія
    • Імунологія
    • Інструментальна діагностика
    • Інфекційні хвороби
    • Кардіологія, ревматологія
    • Медицина невідкладних станів
    • Медичне право
    • Наркологія
    • Невідкладна допомога
    • Неврологія та психіатрія
    • Нейрохірургія
    • Неонатологія
    • Нефрологія та урологія
    • Онкологія, гематологія
    • Організація охорони здоров'я
    • Ортопедія та травматологія
    • Оториноларингологія
    • Офтальмологія
    • Педіатрія
    • Променева діагностика
    • Профілактична медицина
    • Радіаційна медицина, радіологія
    • Реабілітація
    • Реанімація
    • Сімейна медицина
    • Стоматологія
    • Терапія, загальна практика
    • Фармакоекономіка
    • Фармакологія
    • Флебология
    • Фтизіатрія
    • Фтізіатрія
    • Функціональна діагностика
    • Хірургія
  • Рубрики
  • Спеціальності
  • Академія — дистанційна освіта on-line
  • Актуально
  • Випадок з практики
  • Доказова медицина
  • Історія медицини
  • Клінічні випробування
  • Лікарю-практику
  • Медична етика
  • Медичне право
  • Менеджмент та маркетинг у сфері охорони здоров'я
  • На стику спеціальностей
  • Належна клінічна практика
  • Наукові дискусії
  • Організація охорони здоров'я
  • Оригінальні дослідження
  • Події та коментарі
  • Редакційна інформація
  • Рецензії
  • Стандарти та протоколи
  • Фармакоекономіка
  • Фахові заходи
  • Акушерство та гінекологія
  • Алергологія та пульмонологія
  • Ангіологія
  • Андрология
  • Анестезіологія та інтенсивна терапія
  • Гастроентерологія
  • Генетична та регенеративна медицина
  • Дерматологія та венерологія
  • Електрофізіологія
  • Ендокринологія
  • Епідеміологія
  • Імунологія
  • Інструментальна діагностика
  • Інфекційні хвороби
  • Кардіологія, ревматологія
  • Медицина невідкладних станів
  • Медичне право
  • Наркологія
  • Невідкладна допомога
  • Неврологія та психіатрія
  • Нейрохірургія
  • Неонатологія
  • Нефрологія та урологія
  • Онкологія, гематологія
  • Організація охорони здоров'я
  • Ортопедія та травматологія
  • Оториноларингологія
  • Офтальмологія
  • Педіатрія
  • Променева діагностика
  • Профілактична медицина
  • Радіаційна медицина, радіологія
  • Реабілітація
  • Реанімація
  • Сімейна медицина
  • Стоматологія
  • Терапія, загальна практика
  • Фармакоекономіка
  • Фармакологія
  • Флебология
  • Фтизіатрія
  • Фтізіатрія
  • Функціональна діагностика
  • Хірургія
Реклама у номері 6(1) (140) – XI/XII 2020
  • Всі новини
2011-10-03 :
  • Медичне право

Потребительский терроризм в медицине — как избежать негативных последствий

Устинов А.В.

  • Издательство «МОРИОН»

Резюме. Комментарий Дмитрия Евдокимова, адвоката, президента Адвокатского бюро

Потребительский терроризм в медицине — как избежать негативных последствийПотребительский терроризм — явление, когда клиент путем угроз или жалоб пытается неправомерно получить материальную компенсацию или скидку на товары или оказанные услуги от учреждения, компании или частного лица — явление, широко распространенное в современном мире. В последнее время это получило широкое распространение и в медицине, при взаимодействии пациент — врач и пациент — лечебное учреждение. О том, как избежать негативных последствий этого явления, мы попросили рассказать Дмитрия Евдокимова, адвоката, президента Адвокатского бюро.

— К сожалению, потребительский терроризм в медицине, особенно частной, в последние годы получил широкое распространение в нашей стране. Однако сразу следует отметить, что правомерность или неправомерность того или иного требования пациента может определить только уполномоченный государственный орган, а именно суд. Само медицинское учреждение, являясь лицом заинтересованным, далеко не всегда способно соблюсти объективность в данном вопросе.

Зачастую под потребительским терроризмом в медицине подразумевают и добросовестное заблуждение пациента, когда он искренне защищает свое якобы нарушенное мнимое право. Как правило, в таких случаях вполне достаточно вежливого и квалифицированного разъяснения пациенту относительно необоснованности его требований, желательно с привлечением независимых специалистов (например врачей из других медицинских учреждений). И конечно же, подобные явления, равно как и случаи явного сутяжничества (кверулянтства) со стороны пациентов, к потребительскому терроризму отнести нельзя, ведь его основной признак — корыстный характер требования и его заведомая для жалобщика безосновательность. При определенных условиях такие действия даже могут быть квалифицированы как содержащие состав преступления, а именно вымогательство.

Вынужден отметить, что одной из причин возникновения данной проблемы является беспечность и невнимание к юридической грамотности построения отношений с пациентом со стороны самих медицинских учреждений.

Как правило, основной расчет потребителей-«террористов» основан на специфичности рынка медицинских услуг, а именно на боязни медицинского учреждения огласки и негативных последствий для своей репутации. Как метко подмечено в известном анекдоте: «Ложки-то нашлись, а осадок остался».

Таким образом, зачастую медицинские учреждения, даже будучи правы с юридической точки зрения и осознавая свою правоту, готовы искать компромисс с недобросовестными пациентами.

Важно понимать, что доказать факт врачебной ошибки либо причинно-следственную связь между действиями врачей и ухудшением состояния здоровья пациента чрезвычайно сложно, для этого необходимы веские доказательства (выводы специалистов, проведение соответствующих экспертиз и т.д.).

Поэтому рецепт для профилактики потребительского терроризма и противодействия ему со стороны медицинских учреждений заключается в обеспечении идеальной юридической «чистоты» в отношениях с пациентом. Это и качественно подготовленный договор с пациентом, и своевременные, аргументированные письменные ответы на его жалобы, и претензии, и подписание с пациентом актов выполненных работ, и обмен информацией о недобросовестных пациентах. Дополнительно можно посоветовать подготовить специальную форму заявления пациента об отсутствии у него каких-либо претензий к медицинскому учреждению, которая может подписываться пациентом после успешного завершения курса лечения.

В заключение могу отметить следующее. Если медицинское учреждение твердо уверено в своей правоте и своевременно запаслось ее доказательствами (подтверждающими документами), не следует опасаться жалоб или поддаваться шантажу. Необходимо спокойно, планомерно и уверенно отстаивать свое доброе имя. Ведь закон в этом случае — на вашей стороне.

Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»

Коментарі
2 комментария » Додати свій
  • Именно!

    Коментар от Юрист — 04.10.2011 @ 23:23

  • «Важно понимать, что доказать факт врачебной ошибки либо причинно-следственную связь между действиями врачей и ухудшением состояния здоровья пациента чрезвычайно сложно…» — вот-вот! главное, аккуратно подготовить все бумажки, ну а потом уж лечить, как получится. И никто из пострадавших ничего не докажет. Может, в каждую поликлинику и больницу по юристу?

    Коментар от Маша — 03.10.2011 @ 15:52

  • Залишити коментар

Якщо ви помітили помилку, виділіть текст з помилкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це.
Ключові слова:
врач, лечебное учреждение, пациент, потребительский терроризм, юридическая грамотность
Спеціальності:
Організація охорони здоров'я, Терапія, загальна практика
Перегляди: 1127
Украинский медицинский журнал

Видавництво «Моріон»
Редакція і видавництво: 02140, г. Київ, просп. Бажана 10А
Тел : +380 (44) 585-97-10

Спеціалізоване медичне онлайн-видання для лікарів, молодих фармацевтів, студентів медичних і фармацевтичних вишів.
Обмеження відповідальності

Издательство МОРИОНmorion.ua АПТЕКА onlineapteka.ua Компендиум — справочник лекарств №1compendium.com.ua