Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит: новое в диагностике

6 травня 2019 о 15:41

Синдром хронической усталости: спектр диагностических критериев

Миалгический энцефаломиелит, или синдром хронической усталости — заболевание, этиологическими факторами которого выступают стрессовые влияния, вирусные и бактериальные инфекции, воздействие токсинов, иммунодефицитные состояния, дисбаланс нутриентов, генетические факторы и ряд других причин. До настоящего времени не был предложен специфический параклинический биомаркер для оценки указанного состояния, вследствие чего процесс дифференциальной диагностики пациентом с предполагаемым синдромом хронической усталости является длительным и дорогостоящим. Подобные ограничения диагностики также формируют препятствия для исследований, усложняя набор пациентов и оценку гетерогенных симптомов заболевания.

В ряде исследований изучено множество потенциальных биомаркеров, многие из которых позволяли бы идентифицировать нарушения иммунореактивности и развития аутоиммунного процесса — например, изменения профиля цитокинов, естественных киллеров, признаки аутоиммунной активности в отношении 5-гидрокситриптофана, а также чувствительность Т-клеток. Таким образом, изучение показателей иммунореактивности является центральной областью исследований в поиске диагностических маркеров миалгического энцефаломиелита, что подкреплено данными о предшествующих развитию указанного синдрома вирусных инфекциях. Это послужило обоснованием для одной из теорий патогенеза, основанной на вирусном характере заболевания. В клинической картине состояния, помимо симптомов интоксикации и усталости, пациенты указывают на наличие миалгии, артралгии, слабости после сна, гиперчувствительности к свету, звукам, запахам, вкусам, прикосновениям и вибрациям. Другие симптомы нередко включают синдром постуральной ортостатической тахикардии, желудочно-кишечные симптомы, такие как тошнота и боль в животе; а также головная боль, вегетативные и эндокринные симптомы, включая нарушения терморегуляции, непереносимость холода или жары; рецидивирующие ангины.

Отдельные исследователи сконцентрировали внимание на изучении взаимосвязей между профилями цитокинов и воспалительного процесса со степенью тяжести клинических проявлений синдрома хронической усталости. Другие авторы сосредоточились на поиске физиологических аномалий, рассматривая непереносимость физических нагрузок и сердечную недостаточность. Кроме того, анализировали диагностическую значимость молекулярных аберраций при изучении клеток крови. Отдельными исследователями показано, что индукция гиперосмотического стресса моноцитов периферической крови способствует усиленному поглощению аденозинтрифосфата — ключевого метаболита, дефицит которого, предположительно, наблюдается у пациентов с миалгическим энцефаломиелитом.

Новый метод параклинической диагностики

В работе, представленной учеными Медицинской школы Стэнфордского университета (School of Medicine, Stanford University), США, и кафедры электронной инженерии и компьютерных наук Калифорнийского университета в Ирвайне (Department of Electrical Engineering and Computer Science, University of California, Irvine), США, авторы сообщили о разработке сверхчувствительного наноэлектронного инструмента оценки биомолекулярных взаимодействий в режиме реального времени. Экспериментальный диагностический тест основан на определении особенностей реакций иммунных клеток на стрессовые влияния. Проведя оценку образцов крови 40 человек — 20 с синдромом хронической усталости и 20 лиц контрольной группы — исследователи получили точные результаты, сопоставимые с клиническими данными добровольцев. Статья по материалам исследования опубликована в издании «PNAS» 29 апреля 2019 г.

В представленном подходе ученые применили наноэлектронную разработку — тест, измеряющий минимальные изменения энергии в качестве показателя нормального функционирования иммунных клеток плазмы крови. Это позволило провести взаимосвязь между изменением параметров электрической активности и физиологическим состоянием иммуноцитов. Таким образом, объясняя ценность диагностической разработки, авторы отметили, что наблюдаемая значительная разница в модуляции импеданса образцов крови в ответ на гиперосмотический стресс может служить уникальным маркером диагностики синдрома хронической усталости. Кроме того, используя контролируемые алгоритмы машинного обучения, ученые разработали классификатор, также располагающий возможностями диагностики указанного синдрома на основании параклинических данных.

Диагностический потенциал в тестировании препаратов

В заключение авторы разработки отметили, что диагностический тест мог бы также стать платформой для оценки терапевтической эффективности потенциальных препаратов для лечения пациентов с синдромом хронической усталости. По словам исследователей, экспонируя образцы крови пациентов с установленным диагнозом на предмет взаимодействия с тем или иным препаратом  и повторно проводя диагностический тест, можно оценить предполагаемые изменения в ответе иммунных клеток. Уже сейчас командой исследователей проводится ряд тестирований диагностической платформы в поиске потенциальных препаратов, которые, как они надеются, могут помочь пациентам с синдромом хронической усталости в будущем.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, Viber-сообщество, Instagram, страничку Facebook, а также Twitter, чтобы первыми получать самые свежие и актуальные новости из мира медицины.

• Esfandyarpour R., Kashi A., Nemat-Gorgani M et al. (2019) A nanoelectronics-blood-based diagnostic biomarker for myalgic encephalomyelitis/chronic fatigue syndrome (ME/CFS). PNAS, Apr. 29. DOI: 10.1073/pnas.1901274116.