Расшифрован геном патогенного штамма E. сoli, вызвавшего вспышку заболеваемости в Европе

2 серпня 2011 о 16:30

Две группы ученых из Германии и Китая, работавшие над расшифровкой генома патогенного штамма E. сoli O104:H4, опубликовали конечные данные своих исследований 27 июля 2011 г. в «New England Journal of Medicine». Напомним, что именно этот штамм кишечной палочки ответственен за вспышку эшерихиоза в Германии с мая по начало июля этого года, в результате которой пострадали несколько тысяч людей и более 50 погибли.

Согласно опубликованным данным, геном этой бактерии состоит из комбинации нескольких штаммов энтероагрегативных эшерихий, которые вызывают нарушение функции тонкого кишечника за счет взаимодействия с поверхностью эпителиальных клеток в сочетании с энтерогеморрагическим подтипом.

Выделенная культура бактерий оказалась необычно вирулентной, в частности из-за способности продуцировать шига-токсин, который способен вызывать тяжелую диарею и гемолитический уремический синдром. Кроме того, применение некоторых антибиотиков, например из квинолоновой группы, может усугубить состояние пациента, инфицированного этим штаммом.

Несмотря на необычность генома бактерии, исследователи опровергли тот факт, что данный штамм является настоящим гибридом, в связи с присутствием в геномном аппарате только малой части ДНК энтерогеморрагического штамма.

Также, согласно заявлению ученых, потенциальные штаммы-предшественники были выявлены на трех различных континентах. Так, в 2005 г. вспышка эшерихиоза в Южной Корее была ассоции­рована с большой частотой гемолитико-уремического синдрома, как и подобные штаммы, выделенные в Германии в 2001 г. и в центральной Африке в 90-х годах ХХ ст.

Наиболее вероятным источником E. сoli штамма О104:Н4, были названы семена бобовой культуры — пажитника Trigonella foenum-graecum, импортированной из Египта.

Следует добавить, что расшифровка ДНК-последовательности данного штамма E. сoli стала первым в своем роде исследованием, в котором была представлена возможность свободного обмена данными и сотрудничества между разнообразными исследовательскими группами, работавшими по всему земному шару.

По материалам www.medscape.com