Кто вылечит врача?

2 серпня 2011 о 16:16
629

Увеличение темпов экономического развития, наблюдаемое в последнее время, вносит значительные коррективы и в функционирование общества в целом. Кроме видимых позитивных моментов, этот факт имеет и ряд негативных сторон. «Бурная» социальная жизнь современного человека способствует возникновению целого букета психологических проблем, в особенности это касается тех лиц, которые в силу своей деятельности вынуждены постоянно контактировать с другими людьми.

Эмоциональное выгорание — это термин, который введен совсем недавно, в 70-х годах ХХ ст., для обозначения специфического вида профессиональной деформации. Основными проявлениями выгорания является длительное психологическое истощение и снижение общих и профессиональных интересов. Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию медицинские  работники  в силу особенностей профессиональной деятельности.

Так, факторами, способствующими выгоранию у врачей, являются высокие требования к результатам своей деятельности и, при этом, часто отсутствие возможности их наблюдения. Также эмоциональному выгоранию способствует хронический дефицит времени при большом объеме работы, неудовлетворенность работой и манипуляции со стороны пациента.

Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психиатром Гербертом Фреденбергером, который рассматривал этот феномен как процесс, имеющий определенную стадийность.

Началу эмоционального выгорания очень часто предшествует высокая амбициозность специалиста. Для того чтобы доказать и поддержать свой высокий профессиональный статус и, таким образом, соответствовать своим ожиданиям, специалист вынужден много работать. Если возникает ситуация, в которой необходима помощь со стороны, человек в начальной стадии выгорания обязательно откажется от нее в связи с тем, что это снизит его самооценку.

Одержимость работой и ее результатами постепенно приводит к сужению круга интересов. Семья, отдых, сон — все это отходит на второй план. Постепенно приходит осознавание наличия проблемы, однако ее источник остается до конца не выясненным, что способствует возникновению еще большей тревоги и напряженности. Все это приводит к постоянно нарастающей социальной отгороженности при активации такого психологического механизма психологической защиты как отрицание. Со стороны такой человек будет казаться агрессивным, саркастичным и требовательным.

Постепенно такое положение вещей приводит к отрицанию своих персональных интересов и персональных интересов окружающих, своя личность и личность других перестает быть ценностью. На этом этапе разворачивается клиническая картина синдрома эмоционального выгорания, которая проявляется в виде чувства безнадежности, опустошенности, безразличия по отношению к собственному будущему, повышенной агрессивности и появления суицидальных мыслей.

Чтобы подчеркнуть важность этого состояния, в Международной классификации болезней 10-го пересмотра введена отдельная таксономическая единица для синдрома выгорания, обозначенная как «проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью».

Статистические данные свидетельствуют о том, что около половины медицинских работников имеют той или иной степени выраженности эмоциональное выгорание. Например, в исследовании R.P.

Gonzalez (1998) с помощью методики выявления симптомов выгорания Маслача (Maslach Burnout Inventory) были опрошены 144 врача общей практики. У бо`льшей части были выявлены симптомы выгорания, из них у 59,7% были высокие показатели по шкале эмоционального истощения, у 36,1% — по шкале деперсонализации и у 31,2% — по шкале недостатка персональных достижений [1].

Исследование, проведенное Л.Н. Юрьевой (2004) в Украине среди врачей-психиатров, продемонстрировало отсутствие симптомов эмоционального выгорания только у 21% респондентов, причем его распространенность прямо коррелировала со стажем работы (реже всего он наблюдался у молодых специалистов) [2].

Интересным является то, что, по данным голландского исследования DNSGP-2 (2002), врачи с эмоциональным выгоранием уделяли больше времени своим пациентам в сравнении с коллегам, у кого этот синдром отсутствовал. Такая гиперответственность относительно пациентов еще больше усугубляла симптомы выгорания у специалиста [3].

На фоне эмоционального выгорания часто возникают другие нарушения, например, психосоматические заболевания, зависимости (алкогольная, наркотическая и др.), депрессивные и тревожные расстройства.

В связи с актуальностью проблемы профессионального выгорания постоянно ведется разработка эффективных методов лечения и профилактики этого состояния. Поскольку одной из главных причин формирования эмоционального выгорания является чрезмерное реагирования на стрессовые ситуации, то при коррекции проблемы выгорания используют методы,  направленные на выработку навыков противодействия этому стрессу.

В настоящее время в США и Европе созданы и эффективно действуют специальные терапевтические группы, направленные на изменение иррациональных убеждений и оценок стрессовых ситуаций для людей с эмоциональным выгоранием. Эти группы используют теоретическую базу когнитивно-бихевиоральной терапии, главный принцип которой заключается в модификации искаженных жизненных взглядов, способствующих нарушению адаптации в социуме.

Кроме того, довольно действенными методами профилактики эмоционального выгорания оказались повышение уровня осведомленности персонала относительно этой проблемы и социальная поддержка. Также введение в медицинских учреждениях балинтовских групп значительно снижало уровень профессио­нального выгорания у персонала.

В любом случае создание доверительной и теплой атмосферы в коллективе, достойная оплата труда и наличие широкого круга интересов помимо работы являются первостепенными факторами профилактики (http://www.umj.com.ua/article/14341) синдрома эмоционального выгорания.

Литература

  1. Gonzalez R.P., Gonzalez J.F.S. (1998) The prevalence of the burnout syndrome or professional exhaustion in primary care physicians. Aten Primaria, 22: 580–584.
  2. Юрьева Л.Н. (2004) Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Сфера, Киев, 272 с.
  3. Devoe J., Fryer G.E.Jr., Hargaves J.L. et al. (2002) Does career dissatisfaction affect the ability of family physicians to deliver high-quality patient care? J. Fam. Pract., 51: 223–228.

Виталий Безшейко